Боли в спине

С болями в спине, пожалуй, сталкивался каждый человек. Они представляют собой симптом, который может быть признаком разных заболеваний.

1. Причины болей в спине
  2. Виды болей в спине
  3. Диагностика болей в спине
  4. К какому врачу обращаться при болях в спине
  5. Лечение болей в спине
    1. Медикаментозное лечение
    2. Физиотерапия, массаж и ЛФК
  6. Профилактика болей в спине

Причины болей в спине

Болевой синдром бывает вызван следующими заболеваниями и состояниями:

• спондилезом, остеохондрозом, спондилоартрозом;
  • сколиозом;
  • радикулитом;
  • позвоночным стенозом;
  • протрузией, грыжей межпозвонкового диска;
  • нестабильностью позвоночника;
  • травмами позвоночного столба;
  • избыточным напряжением мышц спины;
  • переохлаждением;
  • повреждением связок позвоночного столба;
  • миозитом.

У женщин болевой синдром бывает спровоцирован беременностью. Это обусловлено тем, что по мере рост живота увеличивается поясничный изгиб и возрастает нагрузка на позвоночник. Такие изменения провоцируют быстрое изнашивание межпозвоночных дисков, а иногда и защемление нервов.

Виды болей в спине

Исходя из причин болей в спине, их делят на неспецифические (первичные) и специфические (вторичные). Первичный симптом вызван не поражением позвоночника, а патологиями внутренних органов.

Самая опасная причина специфических болей — это злокачественные новообразования, например, рак груди или легких, которые дают метастазы в позвоночник. Чтобы своевременно выявить такие патологии, нужно регулярно проходить профилактические обследования, особенно если кто-то из близких родственников болел раком.

Специфический болевой синдром бывает вызван почечной коликой. Другими его причинами считаются:

• ревматические патологии, чаще всего обусловленные иммунными нарушениями и сопровождающиеся поражением суставов;
  • заболевания ЖКТ, например, панкреатит, холецистит, язвенная болезнь;
  • сердечно-сосудистые патологии, к примеру, ИБС;
  • инфекционные болезни (туберкулез, герпес);
  • гинекологические и урологические патологии.

Неспецифические боли делят на виды:

1. Мышечные боли. На них приходится не менее половины неспецифического болевого синдрома. Такие боли часто обусловлены повышенной физической нагрузкой, ушибами и переохлаждениями. При этом симптом вызывают не патогены, а метаболические нарушения.
  2. Боли, обусловленные поражением суставов, а также связок позвоночного столба (скелетные боли). Их частыми причинами выступает остеохондроз поясничного отдела позвоночника, а также разрушение межпозвоночных дисков, связок, суставов. Благодатные условия для развития указанных заболеваний создают метаболические нарушения, а также повышенная физическая активность.
  3. Боли, спровоцированные поражением корешков спинного мозга или корешковые боли (самая малочисленная группа). В основе корешкового синдрома находится невропатическая боль, обусловленная сдавливанием корешков спинного мозга.

Диагностика болей в спине

Цель диагностики — это установить причину болевого синдрома, чтобы назначить правильное лечение.

Используют следующие инструментальные методы:

1. Рентгенографию. На практике этот метод не всегда достаточно информативен. Его применение целесообразно при небольших травмах позвоночника у пациентов старше пятидесяти лет, а также лиц, страдающих остеопорозом и длительно принимающих стероиды.
  2. МРТ и КТ. МРТ — это наиболее информативный способ исследования, который позволяет полноценно осмотреть костные и мягкие ткани, а также выявить дегенеративные изменения, новообразования или инфекционные поражения. Для более четкой визуализации тканей может проводиться КТ.
  3. ЭНМГ. Этот диагностический метод позволяет установить проводимость импульсов по нервным волокнам и мышцам. Чаще всего его назначают, чтобы определить причину хронических болей в спине.
  4. УЗИ, например органов малого таза, брюшной полости. Эти исследования проводят для обнаружения патологий внутренних органов, которые могут спровоцировать болевой синдром в спине.

Чтобы дифференцировать воспалительные или инфекционные заболевания, применяют лабораторные методы.

К какому врачу обращаться при болях в спине

В первую очередь, нужно записаться к терапевту, который проведет осмотр и выяснит, что беспокоит пациента, и когда появились жалобы. Основаниями для обращения к врачу должны стать:

• боли, которые возникают при физической активности, напряжении мышц;
  • болевой синдром в спине, продолжающийся более трех дней;
  • повторяемость симптома.

Если у человека постоянно болит спина, при этом повышается температура тела, немеют конечности, а болезненность не проходит после отдыха и усиливается по ночам, то нужно срочно проконсультироваться с врачом.

После осмотра и по результатам обследований терапевт направит к узкому специалисту, который занимается лечением болей в спине. Это может быть невролог, ревматолог и тд.

Лечение болей в спине

Универсального способа, позволяющего избавиться от болевого синдрома, нет. Терапия подбирается индивидуально, в зависимости от причины симптома, сопутствующих признаков, особенностей здоровья человека.

Операцию проводят, если консервативная терапия оказалась неэффективной или причину болей можно устранить только хирургическим путем.

Медикаментозное лечение

Лечение медикаментами включает прием:

• обезболивающих препаратов;
  • миорелаксантов;
  • антибактериальных средств, если причина боли — бактериальная инфекция;
  • при хронических болях — антидепрессантов, транквилизаторов и нейролептиков.

Для купирования болевого синдрома используют лекарства для приема внутрь, инъекционного введения, а также местного действия (кремы, мази, гели).

Если болевой синдром сильно выражен, то врач может предложить лечебную блокаду. Она представляет собой введение обезболивающего препарата, снимающего спазм и расслабляющего мускулатуру.

При хронической боли дополнительно назначают витамины группы В, миорелаксанты, нестероидные противовоспалительные средства, анальгетики.

Медикаментозное лечение обычно проводят совместно с немедикаментозной терапией. В нее входят: ЛФК, массаж, физиопроцедуры. Эти методы дают хорошие результаты, как при острых, так и при хронических болях.

Физиотерапия, массаж и ЛФК

Физиопроцедуры помогают усилить эффективность лечения. Чаще всего используют следующие методы физиолечения:

• лазерную терапию;
  • фонофорез;
  • электрофорез с обезболивающими препаратами;
  • УВЧ;
  • магнитотерапию.

Пациенту может быть рекомендована электронейростимуляция.

Упражнения для лечебной физкультуры подбирает врач. Их выполнение позволяет уменьшить напряжение в мышцах, улучшить кровоток, а также укрепить позвоночник. Занятия можно проводить только вне обострения болевого синдрома.

Массаж обладает расслабляющим действием, устраняет мышечные зажимы и улучшает кровообращение в пораженной области. Он помогает снять отечность тканей, купировать или уменьшить болевой синдром, укрепить мышцы и улучшить самочувствие.

Если вы столкнулись с болями в спине, то обратитесь в клинику реабилитации в Хамовниках. Врач проведет осмотр и направит на исследования, которые помогут установить причину болевого синдрома. Это позволит назначить правильное лечение.

В нашей клинике вы можете пройти лечебные процедуры: массаж, физиотерапию, ЛФК и другие. Специалист подберет для вас оптимальный комплекс упражнений, который поможет справиться с болями в спине и улучшит самочувствие.

Профилактика болей в спине

Профилактика особенно важна, если у близких родственников были заболевания, провоцирующие боли в спине. Чтобы снизить риск неприятного симптома, рекомендуется:

• проходить курсы оздоровительного массажа;
  • регулярно гулять на свежем воздухе;
  • уделять время умеренной физической нагрузке;
  • контролировать вес, не допуская ожирения;
  • каждое утро делать небольшую гимнастику;
  • правильно питаться;
  • выспаться и достаточно отдыхать;
  • следить за правильной осанкой при работе за компьютером;
  • отказаться от вредных привычек;
  • не носить тяжелые сумки на одном плече.

Причины болей в спине могут быть довольно безобидными и достаточно серьезными. Однако если болевой синдром повторяется регулярно, усиливается со временем, сопровождается другими проявлениями, то это должно стать поводом для обращения к врачу. Очень часто успех лечения зависит от своевременности и качества диагностики, поэтому не стоит затягивать с посещением специалиста.

Может быть интересно

Что такое терапия INDIBA? Что такое терапия INDIBA?
INDIBA – передовая система активной клеточной терапии. Воздействие INDIBA уменьшает боль и ускоряет естественный процесс регенерации тканей организма.
Головные боли Головные боли
Головная боль — один из самых распространенных симптомов, который сопровождает множество разных заболеваний. Она может продолжаться от нескольких секунд до нескольких дней, возникать внезапно или усиливаться постепенно, но любое ее проявление — отклонение от нормы и требует соответствующего лечебного вмешательства. Клиника реабилитации в Хамовниках обеспечивает пациентам современную диагностику любых нарушений и грамотную консультацию опытных специалистов. Внимательное отношение, индивидуальный подход и комплексная помощь — залог здоровья и хорошего самочувствия для всех обратившихся в нашу клинику в Москве.
УЗИ сосудов шеи УЗИ сосудов шеи
УЗИ — простой, информативный, безболезненный и безопасный метод диагностики заболеваний и патологий брахиоцефальных артерий и сосудов шеи, снабжающих кровью головной мозг.