Главная - Энциклопедия здоровья -
Хронический тонзиллит: симптомы и лечение

Хронический тонзиллит — заболевание, характеризующееся длительным воспалением миндалин. Оно развивается после недолеченного острого тонзиллита (ангины) или воспалительного процесса структур носо- и ротоглотки. Как правило, болезнетворные бактерии на миндалинах находятся в «дремлющем» состоянии, но при переохлаждении всего организма или ротовой полости, при травмах ротовой полости, снижении иммунитета или из-за других факторов активируются и вызывают острый воспалительный процесс.

Обнаружив симптомы заболевания, необходимо немедленно обратиться к врачу: отсутствие лечения приводит к серьезным осложнениям, требующим хирургического вмешательства, и даже к поражению внутренних органов, так как инфекция распространяется дальше по всему организму.

Причины развития хронического тонзиллита у взрослых

1. Инфекции, в том числе ангина. Они особенно опасны, если пациент занимался самолечением и подобрал неправильную терапию, или если он не вылечил заболевание до конца.
  2. Частые фарингиты. При боли в горле рекомендуем также не заниматься самолечением, и записаться к врачу, особенно если вы болеете фарингитом несколько раз в году.
  3. Аллергия. Она также может стать причиной поражения, так как влияет на состояние иммунной системы и снижает способность организма сопротивляться инфекциям.
  4. Заболевания зубочелюстной системы. Кариес, пародонтит и другие заболевания зубов и десен характеризуются развитием инфекции в ротовой полости. При отсутствии лечения инфекция может поразить другие органы и ткани.
  5. Низкий иммунитет. Способность организма сопротивляться инфекции снижается после перенесенной болезни (например, кори, скарлатины и др.) или в других стрессовых для организма ситуациях (например, при переохлаждении, переутомлении, неправильном питании, регулярных стрессовых ситуациях, длительном приеме некоторых лекарственных препаратов).
  6. Воспаления в носовых пазухах, аденоиды, гайморит, полипы и др. Мы рекомендуем не игнорировать даже частый насморк и своевременно обращаться к врачу.
  7. Искривленная перегородка носа. Подобное нарушение может привести к нарушению вентиляции носоглотки и скоплению болезнетворных бактерий.
  8. Наследственность. Примерно в 3% случаев тонзиллит вызван не внешними факторами, а передается по наследству от близких родственников.

Симптомы и осложнения тонзиллита

Симптомы хронического тонзиллита у взрослых

1. Регулярное или непроходящее першение в горле, боль или дискомфорт во время еды или утром после сна, ощущение инородного предмета в горле.
  2. Воспаление, увеличение, болезненность лимфоузлов.
  3. Белый налет или желтоватые комочки в горле, гнойники и др.
  4. Частый кашель, частые (от трех раз в год) ангины.
  5. Повышение температуры тела при отсутствии других заболеваний, особенно если она повышается только ближе к вечеру.
  6. Раздражительность, утомляемость, сонливость, вялость и другие признаки снижения иммунитета.
  7. . Отдышка, нарушение сердечного ритма.
  8. Неприятный запах изо рта. Такое действие оказывают скапливающиеся бактерии.
  9. Другие патологии. Паразитирующие микроорганизмы легко могут проникнуть в организм и вызвать поражение других тканей и органов, поэтому пациенты часто жалуются на боль и «ломоту» в суставах, боль в почках, непроходящую аллергию и кожные заболевания, покалывание и боли в сердце.

Осложнения

Самое распространенное осложнение — паратонзиллярный (околоминдалинный) абсцесс. Он изначально схож с ангиной, так как на начальной стадии для него характерны повышение температуры тела и сильная боль в горле. Но при отсутствии своевременного лечения миндалина опухает, а боль становится сильнее: часто пациенты не могут не только глотать, но даже спать или открывать рот. Абсцесс требует стационарного лечения.

Но это не единственное осложнение. Инфекция легко может распространиться по всему телу пациента, что чревато самыми разными патологиями и поражениями внутренних органов. В число наиболее частых осложнений входят кожные заболевания (экзема, псориаз и др.), заболевания мочеполовой системы, изменение функций щитовидной железы, артриты (воспаление ткани суставов), воспаление тканей сердца (эндокардиты, миокардиты).

Диагностика

Диагноз врач ставит не только на основе жалоб, истории болезни и общего состояния пациента, но и с учетом результатов анализов — только так можно быть уверенным в его корректности.

В первую очередь специалист проводит пальпацию лимфатических узлов и визуальный осмотр при специальном освещении (фарингоскопию). Если миндалины увеличены, их ткань разрыхлена, покраснела, есть утолщения, отеки, рубцовые ткани, бороздки, гной (особенно с неприятным запахом), творожнообразные выделения и др., это может говорить о наличии хронического тонзиллита.

Анализы при хроническом тонзиллите

1. Общий и биохимический анализы крови. Они показывают уровень лейкоцитов, СОЭ и др., говорят врачу о степени воспалительного процесса и реакции иммунной системы.
  2. Мазок зева. Как правило, гной имеет слизистую структуру и неприятно пахнет. Также анализ позволяет определить вид микробов — обычно речь идет о стрептококковой инфекции или стафилококке. Исследование дает информацию и об общем состоянии горла — длительное хроническое заболевание может спровоцировать развитие других болезней, и важно своевременно выявить их.
  3. Анализ мочи. Он показывает уровень лимфоцитов, СОЭ и белка, помогает определить активность паразитирующих микроорганизмов и уточнить, проникли ли они в другие ткани и органы или нет.

За три дня до обследования рекомендуется отказаться от употребления алкоголя, а за два часа — от курения и обработки горла местными лекарственными препаратами.

Консервативное лечение хронического тонзиллита

Наиболее простой и популярный метод лечения — промывание миндалин. Это не разовая процедура, ее проходят курсом, и количество сеансов врач подбирает индивидуально. Промывание не всегда способствует полному выздоровлению, но даже в данном случае оказывает положительный эффект: нормализует самочувствие и состояние пациента, дает организму силы и резервы для выздоровления, позволяет избежать хирургического вмешательства и рецидивов.

Некоторые врачи используют промывание при помощи шприца. Но практика показывает, что такой метод не всегда позволяет полностью очистить пораженную область от инфекции, и часть бактерий остается, а значит, болезнь может вернуться. В Клинике реабилитации в Хамовниках промывание проводится с помощью аппарата «Тонзилор». Он использует вакуумное и низкочастотное ультразвуковое воздействие и работает точечно: с его помощью врач может обрабатывать только пораженные ткани (небные миндалины), не задевая здоровые участки.

Преимущества промывания при помощи аппарата «Тонзилор»:
  1. Высокая эффективность. Аппарат позволяет полностью промыть миндалину.
  2. Активное воздействие. Низкочастотное УЗ-воздействие инактивирует болезнетворные бактерии и запускает процессы восстановления.
  3. Комплексность. На ткань миндалины воздействует сразу несколько антисептиков.
  4. Безопасность. Гнойники, болезнетворные бактерии и микробы не контактируют с ротовой полостью пациента.
На первом этапе лечения «Тонзилор» промывает миндалины, дальнейшее УЗ-воздействие на ткани позволяет:
  • улучшить микроциркуляцию крови в месте воздействия;
  • уменьшить образование рубцовой ткани миндалин;
  • улучшить восстановительную регенерацию паренхимы миндалины.

Все это обеспечивает быстрое заживление.

При необходимости врач также может назначить лекарственные препараты. Они позволяют нормализовать температуру тела, оказывают обезболивающий эффект, уменьшают отек, повышают иммунитет и др. В некоторых случаях показано физиотерапевтическое лечение: электрофорез, лазеротерапия, УВЧ, УФО, магнитная терапия и др.

Полное выздоровление возможно только если устранена причина заболевания, например, кариес, фарингит и др. Повысить иммунитет и избежать повторного развития заболевания помогает правильное питание, закаливание организма, отказ от курения и употребления алкоголя, умеренная физическая активность.

Противопоказания

Любое медицинское вмешательство, в том числе промывание на аппарате «Тонзилор», имеет ряд противопоказаний. Поэтому перед лечением каждого пациента осматривает врач. Он изучает историю болезни, сопутствующие заболевания, общее состояние больного, наличие показаний и противопоказаний, и только потом подбирает оптимальную программу лечения, наиболее подходящий и эффективный в каждом конкретном случае способ промывания миндалин.

Клиника реабилитации в Хамовниках

Лечение хронического тонзиллита в Москве проводят различные клиники. Обращайтесь в ту, специалистам которой вы доверяете. Врачи Клиники реабилитации в Хамовниках имеют большой опыт работы, регулярно повышают свою квалификацию и внимательно относятся к каждому пациенту, добиваясь высоких результатов. Мы используем только современное оборудование, следим за всеми новинками и последними методиками и лучшие из них используем в своей практике.

Вернуться ко всем статьям