Хронический тонзиллит: симптомы и лечение

Лечение

Хронический тонзиллит — это заболевание, характеризующееся длительным воспалением миндалин. Оно развивается после недолеченного острого тонзиллита (ангины) или воспалительного процесса структур носо- и ротоглотки. Как правило, болезнетворные бактерии на миндалинах находятся в «дремлющем» состоянии, но при переохлаждении всего организма или ротовой полости, при травмах ротовой полости, снижении иммунитета или из-за других факторов активируются и вызывают острый воспалительный процесс.

1. Причины развития хронического тонзиллита у взрослых
  2. Симптомы хронического тонзиллита
  3. Осложнения хронического тонзиллита
  4. Диагностика хронического тонзиллита
  5. Анализы при хроническом тонзиллите
  6. Лечение хронического тонзиллита

Причины развития хронического тонзиллита у взрослых

1. Частые фарингиты. При боли в горле рекомендуем также не заниматься самолечением, и записаться к врачу, особенно если вы болеете фарингитом несколько раз в году.
  2. Аллергия. Она также может стать причиной поражения, так как влияет на состояние иммунной системы и снижает способность организма сопротивляться инфекциям.
  3. Заболевания зубочелюстной системы. Кариес, пародонтит и другие заболевания зубов и десен характеризуются развитием инфекции в ротовой полости. При отсутствии лечения инфекция может поразить другие органы и ткани.
  4. Низкий иммунитет. Способность организма сопротивляться инфекции снижается после перенесенной болезни (например, кори, скарлатины и др.) или в других стрессовых для организма ситуациях (например, при переохлаждении, переутомлении, неправильном питании, регулярных стрессовых ситуациях, длительном приеме некоторых лекарственных препаратов).
  5. Воспаления в носовых пазухах, аденоиды, гайморит, полипы и др. Мы рекомендуем не игнорировать даже частый насморк и своевременно обращаться к врачу.
  6. Искривленная перегородка носа. Подобное нарушение может привести к нарушению вентиляции носоглотки и скоплению болезнетворных бактерий.
  7. Наследственность. Примерно в 3% случаев тонзиллит вызван не внешними факторами, а передается по наследству от близких родственников.

Симптомы хронического тонзиллита

• постоянное першение в горле;
  • дискомфорт при приеме пищи и после сна;
  • ощущение постороннего предмета в горле;
  • белые или желтоватые наложения на миндалинах;
  • частый кашель;
  • повышенная температура тела без других причин;
  • образование гнойничков на миндалинах;
  • уменьшение работоспособности, повышенная утомляемость;
  • неприятный запах из ротовой полости.

Хронический тонзиллит может вызывать осложнения, обусловленные распространением инфекции с миндалин по организму больного, например, поражение почек или суставов. Болезнь влияет на работу иммунной системы и отчасти сказывается на возникновении коллагеновых патлогий, например, экземы, псориаза.

Хронический тонзиллит протекает с периодическими обострениями, то есть, переходами в острую форму. Причиной обострений могут быть ОРВИ, употребление холодной воды, еды, а также переохлаждение и другие причины. При этом возникают признаки острого тонзиллита, например, лихорадка, выраженные боли при глотании, увеличение регионарных лимфоузлов.

Осложнения хронического тонзиллита

Самое распространенное осложнение — паратонзиллярный (околоминдалинный) абсцесс. Он изначально схож с ангиной, так как на начальной стадии для него характерны повышение температуры тела и сильная боль в горле. Но при отсутствии своевременного лечения миндалина опухает, а боль становится сильнее: часто пациенты не могут не только глотать, но даже спать или открывать рот. Абсцесс требует стационарного лечения.

Но это не единственное осложнение. Инфекция легко может распространиться по всему телу пациента, что чревато самыми разными патологиями и поражениями внутренних органов. В число наиболее частых осложнений входят кожные заболевания (экзема, псориаз и др.), заболевания мочеполовой системы, изменение функций щитовидной железы, артриты (воспаление ткани суставов), воспаление тканей сердца (эндокардиты, миокардиты).

Диагностика тонзиллита

Диагноз врач ставит не только на основе жалоб, истории болезни и общего состояния пациента, но и с учетом результатов анализов — только так можно быть уверенным в его корректности.

В первую очередь специалист проводит пальпацию лимфатических узлов и визуальный осмотр при специальном освещении (фарингоскопию). Если миндалины увеличены, их ткань разрыхлена, покраснела, есть утолщения, отеки, рубцовые ткани, бороздки, гной (особенно с неприятным запахом), творожнообразные выделения и др., это может говорить о наличии хронического тонзиллита.

Анализы при хроническом тонзиллите

1. Общий и биохимический анализы крови. Они показывают уровень лейкоцитов, СОЭ и др., говорят врачу о степени воспалительного процесса и реакции иммунной системы.
  2. Мазок зева. Как правило, гной имеет слизистую структуру и неприятно пахнет. Также анализ позволяет определить вид микробов — обычно речь идет о стрептококковой инфекции или стафилококке. Исследование дает информацию и об общем состоянии горла — длительное хроническое заболевание может спровоцировать развитие других болезней, и важно своевременно выявить их.
  3. Анализ мочи. Он показывает уровень лимфоцитов, СОЭ и белка, помогает определить активность паразитирующих микроорганизмов и уточнить, проникли ли они в другие ткани и органы или нет.

За три дня до обследования рекомендуется отказаться от употребления алкоголя, а за два часа — от курения и обработки горла местными лекарственными препаратами.

Лечение хронического тонзиллита

Наиболее простой и популярный метод лечения — промывание миндалин. Это не разовая процедура, ее проходят курсом, и количество сеансов врач подбирает индивидуально. Промывание не всегда способствует полному выздоровлению, но даже в данном случае оказывает положительный эффект: нормализует самочувствие и состояние пациента, дает организму силы и резервы для выздоровления, позволяет избежать хирургического вмешательства и рецидивов.

Некоторые врачи используют промывание при помощи шприца. Но практика показывает, что такой метод не всегда позволяет полностью очистить пораженную область от инфекции, и часть бактерий остается, а значит, болезнь может вернуться. В Клинике реабилитации в Хамовниках промывание проводится с помощью аппарата «Тонзилор». Он использует вакуумное и низкочастотное ультразвуковое воздействие и работает точечно: с его помощью врач может обрабатывать только пораженные ткани (небные миндалины), не задевая здоровые участки.

Преимущества промывания при помощи аппарата «Тонзилор»:

1. Высокая эффективность. Аппарат позволяет полностью промыть миндалину.
  2. Активное воздействие. Низкочастотное УЗ-воздействие инактивирует болезнетворные бактерии и запускает процессы восстановления.
  3. Комплексность. На ткань миндалины воздействует сразу несколько антисептиков.
  4. Безопасность. Гнойники, болезнетворные бактерии и микробы не контактируют с ротовой полостью пациента.

На первом этапе лечения «Тонзилор» промывает миндалины, дальнейшее УЗ-воздействие на ткани позволяет:

• улучшить микроциркуляцию крови в месте воздействия;
  • уменьшить образование рубцовой ткани миндалин;
  • улучшить восстановительную регенерацию паренхимы миндалины.

Все это обеспечивает быстрое заживление.

При необходимости врач также может назначить лекарственные препараты. Они позволяют нормализовать температуру тела, оказывают обезболивающий эффект, уменьшают отек, повышают иммунитет и др. В некоторых случаях показано физиотерапевтическое лечение: электрофорез, лазеротерапия, УВЧ, УФО, магнитная терапия и др.

Полное выздоровление возможно только если устранена причина заболевания, например, кариес, фарингит и др. Повысить иммунитет и избежать повторного развития заболевания помогает правильное питание, закаливание организма, отказ от курения и употребления алкоголя, умеренная физическая активность.

Противопоказания к процедуре промывания миндалин на аппарате «Тонзилор»

Любое медицинское вмешательство, в том числе промывание на аппарате «Тонзилор», имеет ряд противопоказаний. Поэтому перед лечением каждого пациента осматривает врач. Он изучает историю болезни, сопутствующие заболевания, общее состояние больного, наличие показаний и противопоказаний, и только потом подбирает оптимальную программу лечения, наиболее подходящий и эффективный в каждом конкретном случае способ промывания миндалин.

Клиника реабилитации в Хамовниках

Лечение хронического тонзиллита в Москве проводят различные клиники. Обращайтесь в ту, специалистам которой вы доверяете. Врачи Клиники реабилитации в Хамовниках имеют большой опыт работы, регулярно повышают свою квалификацию и внимательно относятся к каждому пациенту, добиваясь высоких результатов. Мы используем только современное оборудование, следим за всеми новинками и последними методиками и лучшие из них используем в своей практике.

Читайте также про тонзиллит на нашем сайте.

Может быть интересно

Что такое терапия INDIBA? Что такое терапия INDIBA?
INDIBA – передовая система активной клеточной терапии. Воздействие INDIBA уменьшает боль и ускоряет естественный процесс регенерации тканей организма.
Головные боли Головные боли
Головная боль — один из самых распространенных симптомов, который сопровождает множество разных заболеваний. Она может продолжаться от нескольких секунд до нескольких дней, возникать внезапно или усиливаться постепенно, но любое ее проявление — отклонение от нормы и требует соответствующего лечебного вмешательства. Клиника реабилитации в Хамовниках обеспечивает пациентам современную диагностику любых нарушений и грамотную консультацию опытных специалистов. Внимательное отношение, индивидуальный подход и комплексная помощь — залог здоровья и хорошего самочувствия для всех обратившихся в нашу клинику в Москве.
УЗИ сосудов шеи УЗИ сосудов шеи
УЗИ — простой, информативный, безболезненный и безопасный метод диагностики заболеваний и патологий брахиоцефальных артерий и сосудов шеи, снабжающих кровью головной мозг.