Реабилитация при бронхиальной астме

Реабилитация при бронхиальной астме помогает снизить проявления болезни, адаптироваться к новым условиям, восстановить нарушенные функции организма и трудоспособность больного и позволить ему вернуться к привычному ритму жизни.

1. Задачи реабилитации при бронхиальной астме
  2. Методы реабилитации при бронхиальной астме
  3. Режим при бронхиальной астме
  4. Что можно делать при астме
  5. Что нельзя делать при астме
  6. Физиотерапия при бронхиальной астме

Задачи медицинской реабилитации при бронхиальной астме

1. Разработать мышцы, участвующие в процессе дыхания, нормализовать равномерное дыхание.
  2. Снизить бронхиальные спазмы, сократить или предотвратить приступы, улучшить отхождение мокроты.
  3. Нормализовать нормальное кровообращение, обмен веществ.
  4. Повысить выносливость организма.
  5. Обеспечить психологический комфорт пациентов.
  6. Продлить период ремиссии.

Узнайте больше или запишитесь на прием в Клинику реабилитации в Хамовниках по телефону в Москве: +7 495 488‑89-25.

Методы реабилитации при бронхиальной астме

Восстановление при бронхиальной астме должно проходить в комфортных для пациента условиях. В первую очередь необходимо устранить внешние факторы, влияющие на развитие заболевания: пыль, кошачью и собачью шерсть, корм для животных, плесень, постельных клещей; больной должен чаще гулять, отказаться от алкоголя, активного и пассивного курения.

Медицинская терапия проводится в период ремиссии. К медицинским методам реабилитации относятся:

1. Лечебная физкультура. Речь идет не только о специальных упражнениях в зале, но и о прогулках на свежем воздухе, ходьбе на лыжах, беге и спортивной ходьбе в лесопарковых зонах, плавании. Все занятия должен подбирать врач, он же контролирует технику и интенсивность выполнения, уделяет внимание правильному дыханию. Так как пациенты с бронхиальной астмой тяжелее переносят физические нагрузки, то увеличивать их нужно постепенно и осторожно, а на первом занятии инструктор обязательно должен определить выносливость больного и уровень его физической подготовки.
  2. Дыхательная гимнастика. Врач обучает пациента правильной технике дыхания. Для этого он может предлагать больному выполнять звуковые упражнения, надувать воздушные шары, дуть в трубочку для коктейля, задерживать дыхание или делать специальные упражнения.
  3. Массаж и мануальная терапия. Они применяются только в комплексной терапии и чаще всего закрепляют результат реабилитации. После правильного массажа пациенту становится проще отхаркивать мокроту.
  4. Диета. При необходимости врач разрабатывает диету, исключающую продукты, провоцирующие приступы бронхиальной астмы.
  5. Медикаментозная терапия. Все медикаменты подбираются врачом индивидуально в зависимости от состояния здоровья больного.

Режим при бронхиальной астме

Лечение при бронхиальной астме нельзя отменять самостоятельно, даже если самочувствие значительно улучшилось.

Если пациент выполняет все рекомендации врача и терапия правильная, то:

1. Не будет необходимости постоянно использовать бронхорасширяющие препараты, например, сальбутамол, так как заболевание получится контролировать.
  2. Не придется ложиться в больницу. Более того, пациент сможет вести полноценный образ жизни, даже заниматься спортом.

Когда лечение неправильное, то потребность в использовании бронходилататоров постоянна, а частота их применения увеличивается. Прогрессирование болезни может стать причиной ограничения физической активности и даже привести к инвалидности.

Чтобы не допустить негативных последствий, нужно:

1. Проводить все процедуры, назначенные врачом, в одно и то же время. Можно связать их с устоявшимися привычками, например, чисткой зубов или уборкой постели. Главное, выполнять все назначения каждый день.
  2. Хранить лекарственные препараты на видном месте. Это будет служить напоминанием о необходимости их приема. Все средства экстренной помощи при приступах, например, небулайзер, держать в определенном месте, чтобы можно было быстро найти их.
  3. Желательно вести дневник бронхиальной астмы, ежедневно указывая в нем признаки болезни, а также результаты пиклофлоуметрии. Это поможет контролировать эффективность лечения и сообщить о его результатах врачу.

Бронхиальная астма накладывает на жизнь человека множество ограничений, которые нужно соблюдать, чтобы избежать приступа.

Что можно делать при астме

При бронхиальной астме можно:
  • Посещать баню и сауну. Лучше отдать предпочтение сауне с сухим паром, постепенно привыкая к парилке, начиная с невысокой температуры в помещении. Париться можно в период ремиссии заболевания.
  • Заниматься некоторыми видами спорта. Профессиональный спорт с существенными физическими нагрузками не допускается при любой форме астмы. Однако дозированные тренировки в период ремиссии допустимы. Астматикам подходят: легкая атлетика, гимнастика, велоспорт, плавание, баскетбол, фитнес, футбол. Нежелательны зимние виды спора, бег, а также тренировки с задержкой дыхания.
  • Выполнять дыхательные упражнения. Они способствуют обогащению крови кислородом, нормализации газообмена, снижению бронхоспазма, очищению дыхательных путей. Астматикам полезно петь и играть на духовых музыкальных инструментах, поскольку это благотворно влияет на состояние дыхательной системы. Также рекомендуется заниматься ЛФК.

Что нельзя делать при астме

К сожалению, перечень запретов при заболевании довольно широк. При астме нельзя:

• Курить. Частицы дыма негативно влияют на слизистую оболочку бронхов, провоцируя выработку медиаторов воспаления. К тому же, продолжительное курение повреждает мерцательный эпителий бронхов, отвечающий за удаление из органов дыхания слизи.
  • Употреблять аллергенные продукты, например, орехи, мед, яичный белок, сою, рыбу, пряности, шоколад. Очень сложно полностью отказаться от этих продуктов, но желательно хотя бы минимизировать их употребление. Если на какой-то продукт есть аллергия, то есть его нельзя.
  • Самостоятельно отменять лекарства, назначенные врачом, или изменять их дозировку даже, несмотря на хорошее самочувствие. В противном случае это может привести к обострению заболевания.
  • Долгое время находиться на холоде. Дело в том, что мороз может вызвать спазм бронхов, ощущение нехватки воздуха и сильный кашель.
  • Заниматься определенными видами спорта. К ним относятся: тяжелая атлетика, бег на длинные дистанции, биатлон. Запрещены виды спора, требующие задержки дыхания или связанные с нехваткой кислорода, например, фридайвинг, альпинизм.

При астме нужно выполнять рекомендации врача, максимально оградить себя от аллергенов, простудных заболеваний, вдыхания агрессивных веществ и морозного воздуха. И, конечно, больному нужно всегда носить с собой дозированный аэрозоль для купирования симптомов заболевания (сальбутамол).

Массаж при бронхиальной астме

Существует несколько методик.

Очень часто врачи назначают сегментарный массаж (только во время ремиссии). Он представляет собой лечебную процедуру, ограниченную одной анатомической зоной. При астме это шейно-грудной отдел позвоночника.

Сегментарный массаж:

• помогает нормализовать дыхательную функцию;
  • предотвращает эмфизематозные изменения;
  • обладает общеукрепляющим действием.

Влияние этого вида массажа во многом зависит тот того, что вызвало развитие болезни (аллергия, нервное потрясение и тд.). Установлено, что после курса у больных уменьшается частота и выраженность приступов, нормализуется дыхание, улучшается работа диафрагмы.

В стандартный курс сегментарного массажа входит от 16 до 18 процедур, которые выполняют ежедневно. Длительность одного сеанса составляет от 12 до 16 минут. Делать массаж допускается не раньше, чем через два часа после еды.

Также для лечения болезни выполняют интенсивный массаж ассиметричных зон (ИМАЗ). Однако он также имеет противопоказания, например, острый бронхолегочный процесс.

ИМАЗ помогает нормализовать крово- и лимфоток, снижает проявления заболевания, способствует более длительной ремиссии. После процедуры пациенту рекомендуется отдых в течение 1,5-2 часов.

Физиотерапия при бронхиальной астме

Физиопроцедуры помогают восстановить нормальную работу дыхательной системы, а также уменьшить отечность тканей, уровень воспаления, ускорить процесс отхождения мокроты. Обычно назначают: плазмаферез, электрофорез, УФО грудной клетки, СМТ.

Кроме того, физиолечение усиливает действие препаратов, помогает сократить длительность терапии, и продлевает период ремиссии. Перед прохождением процедур нужно проконсультироваться с врачом.

Кроме физиопроцедур, применяют такие способы воздействия на течение болезни:

• аэротерапию;
  • фототерапию;
  • аромафитотерапию;
  • пелоидотерапию;
  • бальнеотерапию;
  • криомассаж;
  • электросон;
  • грязевые ванны.

Бронхолитическое действие оказывает аппаратный вибрационный массаж. Чаще всего его проводят на грудной клетке по лабильной методике с частотой 100 Гц. При этом воздействуют на рефлексогенные зоны (воротниковую область, район солнечного сплетения, область звездчатых узлов). Воздействие на область надпочечников уменьшает аллергическое воспаление, а также повышенную активность бронхов.

Людям, страдающим бронхиальной астмой, показано санитарно-курортное лечение на берегу моря и вблизи хвойных лесов.

Может быть интересно

Что такое терапия INDIBA? Что такое терапия INDIBA?
INDIBA – передовая система активной клеточной терапии. Воздействие INDIBA уменьшает боль и ускоряет естественный процесс регенерации тканей организма.
Головные боли Головные боли
Головная боль — один из самых распространенных симптомов, который сопровождает множество разных заболеваний. Она может продолжаться от нескольких секунд до нескольких дней, возникать внезапно или усиливаться постепенно, но любое ее проявление — отклонение от нормы и требует соответствующего лечебного вмешательства. Клиника реабилитации в Хамовниках обеспечивает пациентам современную диагностику любых нарушений и грамотную консультацию опытных специалистов. Внимательное отношение, индивидуальный подход и комплексная помощь — залог здоровья и хорошего самочувствия для всех обратившихся в нашу клинику в Москве.
Инсульт Инсульт
Инсульт возникает вследствие закупорки сосудов головного мозга или кровоизлияния в него. Эти процессы приводят к гибели клеток органа с развитием очаговых и общемозговых симптомов. Состояние опасно тем, что может стать причиной инвалидности пациента и даже его смерти, поэтому требует срочной медицинской помощи.