Астигматизм
Вас будет лечить Офтальмолог

Астигматизм может почти не влиять на качество жизни и оставаться незамеченным или, напротив, приводить к существенным неудобствам. Существуют разные методы лечения этой патологии: от ношения особых линз до хирургического вмешательства.

Что такое астигматизм

Астигматизм — это патология зрения, вызванная неправильной формой хрусталика либо роговицы. Такое отклонение приводит к нарушениям фокусировки света на сетчатке и нечеткости зрения. Из-за патологии предметы видятся нечетко с любых расстояний.

У большинства пациентов диагностируют роговичный астигматизм, то есть, обусловленный неправильной формой роговицы. При этом ее преломляющая сила в различных меридианах отличается.

Причины астигматизма

Неправильная форма хрусталика или роговицы препятствует нормальной фокусировке света в одной точке сетчатки. Патология не всегда является приобретенной, а может быть врожденной. Дело в том, что у части людей роговица не сферическая, а вытянутая с рождения. В таком случае говорят о «врожденном астигматизме», при этом человек привыкает видеть нечеткую картинку, поэтому даже не знает о своей проблеме.

Однако патология может появиться по мере взросления из-за неравномерного роста глаза.

Также ее причинами могут быть повреждения глаз, операции на них и некоторые перенесенные заболевания. На последних остановимся подробнее. К астигматизму могут привести:

• кератоконус — это когда роговица становится тоньше, приобретает конусовидную форму;
  • кератоглобус — это когда роговица становится тоньше, а приобретает форму глобуса;
  • дистрофия роговицы, при которой она становится тонкой, мутной;
  • подвывих хрусталика, то есть, его смещение (как правило, из-за травмы);
  • болезни век, например, абсцесс, фурункул на веке;
  • рубцы роговицы.

Симптомы астигматизма

Обычно патология развивается у школьников или дошкольников. Дети с астигматизмом нередко путают схожие буквы или переставляют их местами в словах, а также нечетко или искаженно видят предметы.

При патологии может болеть голова, возникать дискомфорт в области над бровями. В некоторых случаях бывает астенопия, которая проявляется в быстрой усталости глаз, ощущении в них «песка».

На ранних стадиях заболевания зрение обычно становится чуть расплывчатым, что ошибочно воспринимается как усталость глаз.

Симптомами, указывающими на развившийся астигматизм, считаются:

• утрата четкости зрения, при которой предметы кажутся неровными, искаженными, нечеткими;
  • болезненность глаз, их покраснение, жжение;
  • двоение букв при сильной зрительной нагрузке, например, чтении, работе за ПК;
  • трудности визуального определения расстояния до предметов.

Диагностика астигматизма

Диагноз ставит врач-офтальмолог. Для этого он проверяет остроту зрения, используя обычные диагностические таблицы. Взрослый пациент должен сказать, какие буквы он видит на плакате, расположенном на расстоянии примерно пяти метров. Дети называют изображения. Каждый глаз пациента врач проверяет отдельно.

При астигматизме нарушается острота зрения на близких и дальних расстояниях, что учитывается при диагностике. Дополнительно могут проводиться:

• кератометрия — измерение кривизны поверхности роговицы;
  • общая оценка состояния слизистой глаз с использованием щелевой лампы либо офтальмоскопа.

Лабораторных способов диагностики нет, но врач может направить на исследование крови либо посев отделяемого из глаз, чтобы обнаружить инфекции, которые могли привести к нарушению зрения.

Лечение астигматизма

Для исправления патологии пациенту могут быть рекомендованы очки, специальные линзы, ортокератология или операция с помощью лазера. Рассмотрим каждый метод подробнее:

• Очки. Их ношение показано пациентам с легким правильным астигматизмом.
  • Контактные линзы. Заменяют очки при легком и правильном варианте течения заболевания.
  • Ортокератологические линзы. Это жесткие линзы, которые изготавливают индивидуально и применяют исключительно на ночь. Пока пациент спит, линзы сглаживают центр роговицы, что позволяет скорректировать зрение.
  • Лазерная коррекция. Врач исправляет форму роговицы, используя лазер. Это позволяет избавиться от патологии. Лечение лазером допускается после восемнадцати лет, в идеале — с двадцати или двадцати одного года.

Хирургическое вмешательство имеет следующие противопоказания:

• возраст младше восемнадцати лет;
  • беременность и грудное вскармливание;
  • злокачественные опухоли;
  • истончение роговицы;
  • диабет и другие.

К операции проводится стандартная подготовка, при которой человек сдает основные анализы. Однако само хирургическое вмешательство проходит намного быстрее, чем большинство операций. Как правило, оно занимает 10-15 минут, а воздействие лазером длится примерно 25-30 секунд.

Во время операции пациенту может быть некомфортно, так как глаза зафиксированы с помощью расширителей, поэтому моргать нельзя. Однако сами манипуляции безболезненны и после них человек может сразу отправляться домой.

Вылечить патологию препаратами невозможно. Эффективность витаминов и БАДов, в данном случае, не доказана. Народные методы также не эффективны и могут вызвать аллергию и другие нежелательные явления.

Осложнения астигматизма

Если лечение неправильное или было начато поздно, то патология может вызвать ухудшение остроты зрения, развитие амблиопии (синдрома «ленивого глаза», когда ухудшается зрение на одном глазу, реже — на двух), а также косоглазие. Чаще всего амблиопия возникает в детском возрасте.

К тому же, астигматизм снижает качество жизни. Из-за него повышается утомляемость глаз при чтении книг или работе за монитором. Кроме того, чтобы рассмотреть предметы, человеку приходится щуриться.

Прогноз и профилактика астигматизма

При врожденной патологии прогноз хороший, опасные осложнения бывают крайне редко. Правда, могут быть трудности с обучением и при работе за ПК. Если человек вовремя обратился к врачу и стал корректировать зрение, то проблем быть не должно.

Чтобы снизить риск развития патологии, нужно рационально распределять нагрузки на зрение и чередовать их с выполнением гимнастики для глаз, а также физической активностью. Важно предотвращать травмы и воспаления роговицы.

Для своевременной диагностики заболевания у детей, нужно вовремя проходить с ними профилактические осмотры у окулиста.

При проблемах со зрением обратитесь в клинику реабилитации в Хамовниках. У нас работает окулист с большим опытом, а также проводятся различные исследования и лечебные процедуры.

Ведущие специалисты
Лебедева Маргарита Николаевна