Протрузия диска
Вас будет лечить Невролог

О том, что это такое протрузия дисков позвоночника — многие люди знают не понаслышке. Это объясняется высокой распространенностью остеохондроза, при котором может возникнуть такое осложнение.

Протрузия появляется потому, что под воздействием внешних и внутренних факторов межпозвонковый диск начинает утрачивать воду, нуждаться в питательных веществах, что провоцирует его деформацию. У большинства пациентов возникает выраженный болевой синдром, который не всегда купируется препаратами.

Что такое протрузия диска

Протрузия диска — это последствие остеохондроза, при котором нарушается симметричное положение межпозвоночного диска. То есть его контуры выходят за анатомические пределы, но фиброзная оболочка остается целой.

Протрузия рассматривается как начальная стадия развития межпозвоночной грыжи. Патология может иметь скрытое течение или клинические проявления в виде мигрирующего болевого синдрома, нарушений чувствительности.

Протрузия возникает под действием неблагоприятных факторов. Чаще всего ими выступают повышенные физические нагрузки, при которых нарушается кровообращение, что провоцирует недостаток полезных веществ в диске, а также утрату им жидкости. В итоге уменьшается эластичность пульпозного ядра и его способность поглощать вибрации. Возникают локальные дегенеративно-дистрофические нарушения.

Если человек не обращается к врачу, то ситуация постепенно ухудшается. Это приводит к склерозированию замыкательных пластинок, уменьшению высоты диска и истончению фиброзного кольца. При этом пульпозное ядро продолжает давить на него с обычной силой. В результате волокна фиброзного кольца разрываются, а пульпозное ядро заполняет появившееся пространство. Так появляется протрузия.

Патология может спровоцировать пролапс диска, то есть, его выраженное натяжение и дальнейший разрыв фиброзного кольца. Если это случается, то пульпозное ядро выходит наружу, что приводит к грыже диска. В таком случае обычно проводят операцию. Иначе могут возникнуть неврологические нарушения.

Причины развития протрузии дисков

Протрузия возникает из-за дегенеративных нарушений, вызывающих утрату эластичности фиброзной составляющей межпозвонкового диска. Факторами, провоцирующими патологию, являются:

1. Сидячий образ жизни. Это приводит к плохому кровоснабжению тканей позвоночника, ослаблению мышц спины. В итоге возрастает давление на диск, он перестает получать достаточно питательных веществ.

2. Искривление позвоночного столба. Это провоцирует неравномерное распределение нагрузки на позвоночник, а также нарушение расположения позвонков.

3. Травмы позвоночника. При существенных повреждениях, ушибах, регулярных микротравмах соединительная ткань разрастается, что приводит к утрате ею эластичности.

4. Неумеренные физические нагрузки. Они обусловлены некоторыми видами спорта, поднятием тяжестей. Вредна и работа в вынужденной позе.

5. Преклонный возраст. Старение провоцирует дистрофические процессы в разных тканях и органах, в частности, в позвоночном столбе.

6. Дисметаболические процессы. Они возникают в результате эндокринных заболеваний, например, сахарного диабета или ожирения.

Классификация патологии

Клиническая картина протрузии межпозвонковых дисков зависит от того, в каком направлении произошло пролабирование диска. По этому критерию патологию классифицируют таким образом:

1. Передняя протрузия — это частичное выпирание диска, проходящее от позвоночного столба к животу.

2. Боковая протрузия — локализуется сбоку от позвоночника и плохо влияет на соседний спинномозговой корешок.

3. Задняя протрузия — проходит по направлению к спине.

Симптомы протрузии диска

Симптомы определяются размером выпячивания. Некоторые виды патологии (передние, переднелатеральные) протекают без клинической картины. Задние, а также заднелатеральные виды имеют латентный период, после которого проявляются признаки раздражения ближайшего спинального корешка, то есть, боли, мигрирующие от позвоночника к периферии, а также локальные расстройства чувствительности.

Протрузия не проявляется симптомами, пока не достигнет определенного размера. Признаки патологии шейного отдела появляются при поражении от 2 миллиметров, а поясничного — от 4 миллиметров.

Протрузия дисков шейного отдела

Для патологии характерны жгучие острые или подострые боли в шее, напоминающие «прострел». Они мигрируют в плечевой пояс, проходят вдоль верхней конечности к пальцам. Возникают покалывание в руке, онемение, чувство ползания мурашек. Появляются сложности с поворотами и наклонами головы.

Протрузия дисков грудного отдела

Болевой синдром может имитировать заболевания внутренних органов, так как он ощущается в грудине, эпигастрии. Патология сопровождается покалываниями, а также дискомфортом по ходу межреберья.

Протрузия межпозвонковых дисков поясничного отдела

В этой области протрузия обычно появляется из-за повышенной нагрузки на позвоночник и выраженных движений, например, скручивания. Боли локализуются в пояснице, мигрируют в ягодицу на пораженной стороне, проходят вниз до стопы. В пораженной области возникают чувство «ползания мурашек», покалывание и неприятные ощущения. Из-за болей ограничивается подвижность поясницы.

Диагностика протрузии диска

Первичная диагностика осуществляется путем осмотра и проведения тестов, направленных на выявление патологии. Чтобы подтвердить диагноз и дифференцировать болезнь, могут потребоваться следующие обследования:

• МРТ;
  • КТ;
  • рентгенография;
  • электронейромиография.

С большей точностью обнаружить патологию позволяет МРТ. С помощью нее можно выявить протрузии величиной до 2 мм. КТ позвоночника дает меньше данных, поскольку хуже показывает мягкотканые структуры.

Рентгенография проводится, чтобы определить расстояние между позвонками, правильность их расположения с точки зрения анатомии, а также выявить искривления, проявления остеохондроза и межпозвоночной травмы в прошлом.

Электронейромиография позволяет установить тяжесть функциональных изменений, а также обнаружить нарушения проводимости нервных стволов. Она применяется для дифференциальной диагностики.

Лечение протрузии дисков позвоночника

Как лечить протрузию дисков, скажет врач. Тактика зависит от стадии, течения, длительности патологии, состояния здоровья пациента.

Лечение начинается с использования консервативных методов. Они направлены на устранение болей и воспаления, а также активизацию локального кровообращения.

Консервативная терапия позволяет создать условия для восстановления межпозвонкового диска, убрать давление на спинномозговые корешки, а также предотвратить ухудшение течения заболевания. Она заключается в:

• приеме препаратов;
  • массаже;
  • физиопроцедурах;
  • ЛФК.

Также необходима терапия болезней, к которым привела протрузия спинномозговых корешков, поэтому пациенту может потребоваться консультация кардиолога, уролога, гастроэнтеролога и т.д.

Профилактика протрузии дисков позвоночника

Чтобы предотвратить протрузию, нужно придерживаться здорового образа жизни, сбалансировано питаться. Необходимо уделять внимание рациональным физическим нагрузкам и правильному физиологическому положению позвоночника, а также вовремя купировать дисметаболические нарушения.

Если протрузия уже возникла, то нужно не допустить развития грыжи межпозвонкового диска. Для этого следует выполнять упражнения для укрепления мышечного корсета, а также избегать провоцирующих факторов и регулярно наблюдаться у врача.

Своевременное лечение эффективно в 90% случаев, поэтому не стоит затягивать с посещением специалиста. Если вас беспокоят боли в области позвоночника, нарушения чувствительности и другие неприятные симптомы, запишитесь на прием в клинику реабилитации в Хамовниках. Наши врачи проведут детальные обследования, позволяющие установить причину симптомов, и назначат лечение.

Ведущие специалисты
Белая Ольга Александровна