Хронический ринит
Вас будет лечить Отоларинголог (ЛОР)

На протяжении жизни человек сталкивается с насморком много раз. Иногда этот неприятный симптом переходит в хроническую форму. Она существенно ухудшает качество жизни и может вызвать осложнения.

Что такое хронический ринит

Ринит (насморк) - это воспаление слизистой оболочки полости носа. Оно сопровождается отечностью носа, выделением из него слизистого секрета, неприятными ощущениями в носовой полости, затруднением дыхания, а также ослаблением обоняния.

Острый ринит иногда переходит в хроническую форму. Под ней понимают продолжительное, вялотекущее воспаление, затрагивающее слизистую носа.

Формы ринита

Болезнь может быть спровоцирована разными причинами. Исходя из этого, она делится на виды:

1. Хронический вазомоторный ринит. Он имеет неинфекционную и неаллергическую природу и развивается при сбоях в регуляции сосудистого тонуса. Сопровождается приступами чихания, трудностями с дыханием, отделением из носа прозрачного секрета.

2. Гипертрофический хронический ринит. Характеризуется разрастанием тканей и отечностью слизистой носа. Это приводит к трудностям с носовым дыханием. Развитию гипертрофической формы болезни способствуют: общее переохлаждение, вредные привычки, инфекционные поражения носоглотки и т.д.

3. Хронический катаральный ринит. Представляет собой устойчивое воспаление, локализующее в эпителиальных тканях носа. Как правило, такой хронический насморк у взрослого возникает в результате неправильного или несвоевременного лечения острого ринита. Это приводит к активному размножению микробов на слизистой и воспалительному процессу.

4. Хронический аллергический ринит. Эта форма болезни обусловлена аллергической реакцией на раздражитель, например, пищевой продукт, пыльцу, плесневый грибок. Она характеризуется зудом, чиханием, ринореей, заложенностью носа. Чаще всего симптомы возникают при взаимодействии с аллергеном.

5. Хронический атрофический ринит. Представляет собой продолжительный воспалительный процесс, который сопровождается истончением слизистой носа. Человека беспокоят сухость в носу, вязкое отделяемое желтоватого или зеленого цвета, образование трудноотделяемых корочек в носовой полости. Заболевание может возникнуть вследствие генетической предрасположенности, гормонального дисбаланса, аутоиммунных расстройств и по другим причинам.

Необходимо, чтобы врач установил вид патологии, так как от этого будет зависеть то, какое лечение необходимо пациенту.

Причины хронического насморка

К хроническому насморку чаще всего приводят:

• частое возникновение респираторных патологий;
  • перегревание, переохлаждение;
  • постоянное и продолжительное вдыхание вредных соединений, а также аллергенов;
  • аномалии строения структур носа;
  • повреждение слизистой носа (механическое или инфекционное, например, из-за дифтерии, скарлатины);
  • неумеренное применение сосудосуживающих капель;
  • генетическая склонность;
  • применение медикаментов системного воздействия (нейролептиков, КОК).

Постоянное вдыхание теплого и сухого воздуха в отопительный сезон приводит к высыханию слизистой носа. В результате снижается местный иммунитет. Слизистая становится восприимчивее к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, что увеличивает вероятность хронизации ринита.

При переохлаждении, постоянных нервных потрясениях, недостаточном отдыхе, ухудшается системный иммунитет. Это также повышает вероятность хронизации насморка.

Симптомы хронического ринита

Проявления следующие:

1. Затруднение дыхания.
  2. Жидкие или густые и вязкие выделения из носовых ходов.
  3. Частое чихание.
  4. Отечность слизистых оболочек носовой полости.
  5. Неприятные ощущения в носу: жжение, зуд, щипание.
  6. Синдром постназального затека.
  7. Ухудшение обоняния.
  8. Заложенность ушей, приводящая к ухудшению слуха.
  9. Головные боли.
  10. Ухудшение аппетита.
  11. Снижение работоспособности.
  12. Частое возникновение синуситов.

Из-за дыхания через рот во сне, хронический насморк у ребенка может привести к ортодонтическим проблемам, например, формированию неправильного прикуса.

Диагностика хронического ринита

Если человека беспокоит длительный насморк, то ему нужно проконсультироваться с ЛОР-врачом. Специалист проведет осмотр и опрос пациента, чтобы выяснить, когда появился неприятный симптом и какие еще есть жалобы.

На возможную хронизацию насморка указывает длительная невозможность дышать через нос, отечность слизистых оболочек, постоянные выделения из носовых ходов. Чтобы уточнить диагноз, необходима риноскопия.

Дальнейшая тактика основана на выявлении хронических болезней ЛОР-органов, признаком которых может быть насморк. Для этого назначают рентген, КТ придаточных синусов, эндоскопию носоглотки.

В лабораторную диагностику входят ОАК, биохимия крови. Иногда пациенту рекомендуются консультации узких специалистов (пульмонолога, аллерголога-иммунолога, невролога).

Лечение хронического насморка

Цель терапии - это восстановление нормального носового дыхания. Сначала применяют консервативные меры. Если они неэффективны или есть другие показания, то проводят операцию.

Консервативная терапия

При бактериальной природе болезни врач может назначить антибактериальные капли. Чтобы уменьшить заложенность носа при хроническом насморке, применяют сосудосуживающие препараты местного воздействия (обязательно короткими курсами, чтобы избежать привыкания). Для очищения и увлажнения слизистых используют солевые растворы.

Если у пациента был диагностирован атрофический насморка, но признаки заболевания выражены слабо, то используют масляные капли в нос. Это позволяет увлажнить слизистую оболочку, а также улучшить течение заболевания.

При аллергическом насморке показаны гормональные средства местного действия и антигистаминные медикаменты. Важно определить аллерген, чтобы исключить взаимодействие с ним.

При гнойных выделениях из носовых ходов рекомендуется промывать их антисептическими растворами, содержащими калиевую соль марганцовой кислоты, соду.

Чтобы ускорить выздоровление, назначают физиопроцедуры. Ими могут быть электрофорез, магнитотерапия, УФ-облучение.

Операция при хроническом рините

Методы хирургического лечения:

1. Радиоволновая вазотомия нижних носовых раковин - это самый малотравматичный способ терапии гипертрофического, а также вазомоторного ринита. Манипуляции длятся пятнадцать минут и почти не причиняют боль.

2. Лазерная коагуляция - это контактное воздействие с помощью лазера на рефлексогенные области слизистой носа либо на всю поверхность носовой нижней раковины. После процедуры идет восстановительный период длительностью 7-14 дней.

3. Вазотомия - это малотравматичное хирургическое вмешательство, заключающееся в воздействии на нижние носовые раковины. Оно помогает восстановить нормальное дыхание.

Осложнения и профилактика насморка

Насморк, протекающий долгое время, существенно ухудшает качество жизни пациента и провоцирует осложнения. Он может привести к нарушениям дыхательной функции, патологическим изменениям легких и сердца, развитию бронхита, синусита, пневмонии, отита и других заболеваний.

Профилактика хронизации ринита:

• грамотное и своевременное лечение болезней ЛОР-органов;
  • исключение контакта с аллергенами;
  • увлажнение носовой полости при пересыхании;
  • ведение правильного образа жизни;
  • повышение иммунитета.

В клинике реабилитации в Хамовниках вы можете пройти диагностику заболеваний ЛОР-органов, а также получить рекомендации врача по лечению. Терапия назначается индивидуально, в зависимости от вида заболевания, его причины, особенностей здоровья пациента.

Ведущие специалисты
Грязнова Наталия Георгиевна