Доброкачественная гиперплазия предстательной железы
Вас будет лечить Уролог

Простата (предстательная железа) продуцирует секрет, способствующий разжижению спермы. При разрастании ее тканей говорят о доброкачественной гиперплазии предстательной железы (ДГПЖ).

Что такое ДГПЖ

ДГПЖ или аденома простаты — это доброкачественное разрастание ее тканей.

С возрастом простата постепенно становится больше. Обычно это начинается после сорока лет и объясняется ростом числа клеток органа, а также увеличением их размера.

ДГПЖ может привести к нарушениям мочеиспускания и патологиям мочевыводящей системы.

Причины развития ДГПЖ

Причины развития заболевания изучены недостаточно. Считается, что оно возникает вследствие гормональных изменений, а также наследственной склонности.

Существует распространенное мнение, что аденома связана с хроническим простатитом. Однако исследований, подтверждающих связь этих болезней, нет. Отсутствует зависимость между возникновением ДГПЖ и употреблением алкоголя, табакокурением, воспалительными патологиями и ЗППП в прошлом.

Вероятность развития аденомы увеличивается с возрастом. Ученые считают, что патология возникает из-за изменений гормонального фона у мужчин при мужском климаксе. Постепенно меняется гормональный фон, регулирующий обновление клеток простаты, что вызывает разрастание ее тканей.

Стадии ДГПЖ

Общепризнанного деления патологии на стадии не существует. Обычно используют классификацию Гюйона, по которой аденома простаты протекает в 3 стадии:

1. Компенсированная стадия. Она сопровождается учащенным мочеиспусканием и, как правило, снижением объема мочи. Появляются императивные позывы.
  2. Субкомпенсированная стадия. Она характеризуется нарушениями в работе мочевого пузыря, проявляющимися дискомфортом, учащенным мочеиспусканием, чувством недостаточного опорожнения мочевого пузыря. При напряжении могут выходить капли остаточной мочи.
  3. Декомпенсированная стадия. Она протекает с существенными отклонениями в работе мочевого пузыря. Возникают осложнения со стороны мочеточников, почек. Наблюдаются значительные нарушения мочеиспускания.

Чтобы определить стадию патологии по классификации Гюйона, учитывают объем остаточной мочи. Однако она может обнаруживаться не только при аденоме, но и при иных патологиях. Поэтому данную классификацию применяют редко.

Доктор может оценить аденому по 4 показателям:

• выраженности проявлений по опроснику IPSS;
  • объему остаточной мочи;
  • наличию либо отсутствию осложнений;
  • объему простаты.

Результаты опроса по IPSS помогают проанализировать выраженность патологии и назначить лечение. Иногда опрос проводят неоднократно.

Симптомы ДГПЖ

При аденоме простаты периоды ухудшения состояния чередуются с относительно благоприятными временными промежутками.

Признаки заболевания и их интенсивность определяются степенью разрастания железы, выраженностью нарушений мочеиспускания, возможным присоединением инфекции.

Общие симптомы патологии:

• учащенное опорожнение мочевого пузыря небольшими порциями;
  • необходимость в мочеиспускании более двух раз за ночь;
  • недержание мочи;
  • чувство неполного опорожнения мочевого пузыря;
  • выделение мочи по небольшим каплям после мочеиспускания;
  • трудности с мочеиспусканием, императивные позывы к нему;
  • прерывистое мочеиспускание;
  • недостаточный напор мочи;
  • парадоксальная ишурия;
  • потребность натуживаться для мочеиспускания.

Указанные проявления могут быть у людей обоего пола, и вызваться как ДГПЖ у мужчин, так и иными болезнями.

Диагностика ДГПЖ

На первичном осмотре уролог выполняет ректальное обследование простаты. Чтобы исключить инфекционные осложнения ДГПЖ, он может направить пациента на лабораторные исследования.

Дополнительные способы диагностики:

1. УЗИ простаты. Данный метод позволяет определить объем органа, обнаружить камни, а также установить количество остаточной мочи, состояние мочевыделительной системы.
  2. Урофлоуметрия — это способ неинвазивного определения уродинамики (движения мочи), заключающийся в регистрации физиологических характеристик во время мочеиспускания и позволяющий получить информацию о скорости потока мочи и других показателях.
  3. Определение онкомаркеров. Исследование проводится, чтобы исключить злокачественную опухоль простаты. При этом оценивается показатель ПСА. В норме его значение должно быть не более 4 нг/мл. В сложных ситуациях выполняется биопсия.
  4. Цистография. Это исследование проводят редко, так как существуют более безопасные и менее инвазивные способы диагностики, например, УЗИ. Оно может потребоваться, чтобы дифференцировать заболевания со схожими симптомами.

Лечение ДГПЖ

Лечение бывает консервативным и хирургическим.

Консервативная терапия

Врач может выписать пациенту:

1. Альфа-1-адреноблокаторы. Данные препараты помогают устранить или облегчить отклонения в работе нижних мочевыводящих путей, а также улучшить уродинамику. Они могут применяться долгое время, но не уменьшают объем простаты и не сдерживают ее рост.
  2. Ингибиторы 5α-редуктазы. Их выписывают при средневыраженных и тяжелых проявлениях со стороны нижних мочевых путей, а также при разрастании простаты больше, чем до 40 см³ либо превышении нормальных показателей ПСА. Результат наблюдается примерно через 6-12 мес. после первого приема ингибиторов 5α-редуктазы, поэтому обычно их назначают на длительный срок или на всю жизнь. Они могут уменьшить объем простаты в среднем на 25-30% и сдержать ее рост, что иногда позволяет обойтись без операции.
  3. Ингибиторы ФДЭ-5. Такие препараты выписывают пациентам со средне или умеренно выраженными признаками заболевания. Они позволяют снизить мышечный тонус органов малого таза, а также улучшить кровообращение в них.

Если аденома осложнилась инфекцией, то назначают антибиотики.

Хирургическое вмешательство

Главные показания к операции:

• задержка мочеиспускания, которая рецидивирует;
  • сильное затруднение мочеиспускания;
  • интермиттирующая макрогематурия;
  • выявление конкрементов в мочевом пузыре;
  • гидронефроз;
  • внушительный объем остаточной мочи;
  • неэффективность консервативного лечения.

Возможные операции:

1. Трансуретральная резекция — это малоинвазивное вмешательство, которое выполняется при объеме аденомы до 80 см3.
  2. Аденомэктомия. Ее делают при осложненной ДГПЖ, а также при объеме аденомы от 80 см3.
  3. Лазерная вапоризация простаты. Ее проводят при объеме аденомы меньше 30-40 см3.
  4. Лазерная энуклеация. Она считается «золотым стандартом» в хирургии патологии, так как помогает убрать аденому объемом от 80 см3 без открытой операции.

Способ хирургического вмешательства выбирает врач, учитывая возможные противопоказания.

Осложнения ДГПЖ

Осложнения заболевания:

• задержка опорожнения мочевого пузыря в хронической форме;
  • инфекционно-воспалительные болезни мочеполовой сферы;
  • везикулярный уретральный рефлюкс;
  • хронический простатит;
  • хронические воспалительные заболевания мочевыводящей системы;
  • мочекаменная болезнь;
  • острая или хроническая форма эпидидимита и др.

Опасное осложнение аденомы — это острая задержка мочи, обусловленная перекрытием увеличенной простатой просвета мочевыводящих путей. Если не провести цистостомию вовремя, то такое осложнение может спровоцировать уремическую кому, гематурию, простатит, эректильную дисфункцию, другие патологии.

Профилактика ДГПЖ

Особых мер предотвращения заболевания не разработано. После пятидесяти лет многие мужчины отмечают нарушения мочеиспускания, поэтому по достижению этого возраста рекомендуется проходить профилактические обследования для своевременного выявления аденомы.

В клинике реабилитации в Хамовниках вы можете пройти диагностику болезней предстательной железы, а также проконсультироваться с опытным врачом.

Ведущие специалисты
Фараджов Гусейн Маликович