Восстановление легких после пневмонии

3. Признаки выздоровления после пневмонии
  4. Последствия пневмонии
  5. Остаточный кашель после пневмонии

Пневмония или воспаление легких – это острое инфекционное заболевание, при котором поражается собственно легочная ткань. В зависимости от возбудителя, величины воспалительного очага, возраста пациента и наличия у него сопутствующих заболеваний, клиническая картина пневмонии может сильно разниться. Так у пожилых пациентов с коморбидностью пневмония протекает в стертой форме, без острого начала заболевания и резкого подъема температуры. Однако у подавляющего большинства пациентов при вовремя начатом полноценном лечении, температура нормализуется, исчезают инфильтративные изменения в легких, в течение 3 – 4-х недель. В это время пациент получает курс антибиотиков, муколитики, небулайзерную и ингаляционную терапию, антиагреганты, витамины. Диетическое питание способствует восстановлению сил, потраченных на борьбу с инфекцией.

При необходимости, врач может назначить физиотерапевтические процедуры, способствующие скорейшему рассасыванию воспалительного очага легочной ткани. Например, электрофорез с лекарственными препаратами, позволяет доставить концентрированные противовоспалительные средства непосредственно в зону поражения без повреждения кожных покровов и слизистой. Исследования показали возможность некоторого улучшением функции легких и уменьшение симптомов воспаления при проведении дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика направлена на борьбу с застойными процессами в легких. Иглорефлексотерапия и массаж могут быть включены лечащим врачом в индивидуальную программу реабилитации пациента для устранения спазма бронхов, уменьшения воспаления, отхождения мокроты.

Задачи медицинской реабилитации после пневмонии

1. Локализовать воспалительный процесс, снизить риск возникновения рецидивов.
  2. Улучшить дренажную функцию бронхов, облегчить отхождение мокроты.
  3. Устранить остаточные явления: кашель, одышку.
  4. Стимулировать рассасывание воспалительного субстрата.
  5. Укрепить иммунитет пациента, повысить сопротивляемость организма.
  6. Вернуть пациента к привычному образу жизни.

Что нельзя делать при пневмонии

Лечение пневмонии, в зависимости от тяжести ее течения, может проходить дома или в стационаре. Существует ряд действий, которые могут усугубить течение болезни. К ним относятся:

1. Чрезмерные физические нагрузки. Усиленные занятия спортом — это сильный стресс для организма во время болезни
  2. Употребление спиртных напитков. Алкоголь вреден для легких, особенно воспаленных. Если организм обезвожен, то употребление спиртных напитков мешает легочным тканям быстрее зажить и восстановиться.
  3. Прием горячих ванн, посещение сауны, бани. Это может привести к перегреву и повышению температуры тела. А вот посещать душ, с не слишком горячей температурой воды, можно, если самочувствие нормальное и нет лихорадки.
  4. Неправильное питание. Употребление сахара, жирных, жареных и копченых блюд во время болезни — повышает нагрузку на организм, вынуждая его переваривать высококалорийные и тяжелые для него продукты, когда нужно бороться с пневмонией.
  5. Нервничать. Во время воспаления легких нежелательно переживать, так как гормон стресса — кортизол препятствует восстановлению легких.

На приеме врач расскажет пациенту, что нельзя делать после пневмонии. Прежде всего, в течение месяца нежелательно загорать, посещать баню и сауну. Вообще, стоит поберечься, так как организм ослаблен после болезни. Желательно полноценно питаться, больше отдыхать и пить минимум 2 литра воды в сутки.

Признаки выздоровления после пневмонии

На выздоровление после перенесенной болезни указывают такие признаки:

• нормализация температуры тела;
  • прилив сил, улучшение сна;
  • исчезновение признаков интоксикации, дыхательной недостаточности;
  • появление аппетита;
  • выравнивание дыхания, его нормальная частота.

Если пневмония была неосложненная, то ее проявления проходят в течение 10-15 суток. Легкие полностью восстанавливаются за 3-6 месяцев.

На этапе выздоровления появляется глубокий, влажный кашель, при котором хорошо отходит мокрота. Во время аускультации местами может прослушиваться жесткое дыхание, но без хрипов и крепитации.

На повторных рентгеновских снимках не обнаруживаются участки воспаления. Лабораторные анализы нормализуются, в них нет патологического увеличения лейкоцитов и СОЭ.

Последствия пневмонии

Чтобы минимизировать риск осложнений после пневмонии, проводят восстановительные мероприятия. Результаты оценивают по динамике состояния пациента. Реабилитационную программу разрабатывают, учитывая состояние и возраст больного. Как правило, в нее входят: массаж, физиотерапия, ЛФК.

Физиотерапия уменьшает патологические очаги в легких после пневмонии, убирает отечность тканей, нормализует местное кровообращение. После перенесенной болезни назначают: магнитотерапию, магнитолазеротерапию, СВЧ-терапию, лекарственный электрофорез, УФО. Также рекомендуют: ингаляции, бальнеотерапию, барокамеру.

Ходить на массаж можно после купирования дыхательных расстройств и нормализации температуры тела. Во время сеанса усиливается приток крови к пораженной области, улучшается лимфоток, что увеличивает число иммунных клеток в очаге. Недоношенным детям, перенесшим пневмонию, рекомендуются точечные техники массажа.

Чтобы предотвратить последствия воспаления легких, назначают ЛФК, в основе которого – дыхательные упражнения. Их выполнение предотвращает развитие спаечных процессов и появление ателектазов. Для детей занятия проводят в игровой форме. Они включают: надувание воздушных шаров, пускание воздуха через трубочку и другие упражнения.

Остаточный кашель после пневмонии

Остаточный кашель после воспаления легких может беспокоить несколько недель и даже месяцев, но постепенно проходит. Он обусловлен тем, что после воспаления в бронхах остается экссудат, который покидает дыхательную систему благодаря откашливанию.

Остаточный кашель также возникать, потому что ткани легких недостаточно восстановились. Его провоцируют повторные ОРЗ, курение (активное и пассивное), физические нагрузки, вдыхание холодного воздуха.

Чаще всего кашель после пневмонии — это последствие перенесенной болезни, однако он может быть обусловлен продолжающимся воспалением и развитием осложнений. Чтобы исключить опасные последствия болезни, после нее нужно периодически посещать врача. Важно придерживаться всех его рекомендаций.

Обычно пациентам советуют делать дыхательную гимнастику, чтобы справиться с кашлем и восстановиться после пневмонии. Врач может назначить физиопроцедуры, иммуностимуляторы, комплекс витаминов и минералов, отхаркивающие препараты, противовоспалительные средства, противокашлевые лекарства.

Может быть интересно

Что такое терапия INDIBA? Что такое терапия INDIBA?
INDIBA – передовая система активной клеточной терапии. Воздействие INDIBA уменьшает боль и ускоряет естественный процесс регенерации тканей организма.
Головные боли Головные боли
Головная боль — один из самых распространенных симптомов, который сопровождает множество разных заболеваний. Она может продолжаться от нескольких секунд до нескольких дней, возникать внезапно или усиливаться постепенно, но любое ее проявление — отклонение от нормы и требует соответствующего лечебного вмешательства. Клиника реабилитации в Хамовниках обеспечивает пациентам современную диагностику любых нарушений и грамотную консультацию опытных специалистов. Внимательное отношение, индивидуальный подход и комплексная помощь — залог здоровья и хорошего самочувствия для всех обратившихся в нашу клинику в Москве.
Инсульт Инсульт
Инсульт возникает вследствие закупорки сосудов головного мозга или кровоизлияния в него. Эти процессы приводят к гибели клеток органа с развитием очаговых и общемозговых симптомов. Состояние опасно тем, что может стать причиной инвалидности пациента и даже его смерти, поэтому требует срочной медицинской помощи.