Изжога
Вас будет лечить Гастроэнтеролог

Изжога может беспокоить после употребления пищи, сильной физической активности и некоторых патологиях ЖКТ. При этом человек чувствует болезненность либо жжение за грудной клеткой, кислый или горький привкус в полости рта.

Что такое изжога

Изжога (кислотный рефлюкс) — это ощущение жжения за грудной клеткой, нередко сопровождающееся отрыжкой кислым, горьким либо воздухом. Она становится сильнее после еды, когда человек наклоняется вперед или лежит.

Причины изжоги

Изжога нередко бывает у людей с повышенной массой тела из-за усиленного давления на органы ЖКТ. Однако в легкой форме этот симптом наблюдается у многих взрослых не более раза в месяц.

Кислотный рефлюкс не является самостоятельным заболеванием, а выступает симптомом, нередко указывающим на погрешности в питании. Он часто возникает после переедания или приема блюд, увеличивающих кислотность желудочного сока.

Изжога нередко возникает при следующих патологиях:

• ГЭРБ, когда содержимое желудка забрасывается в пищевод;
  • гастрит с повышенной кислотностью, протекающий остро или хронически;
  • язва желудка — воспаление, сопровождающееся нарушением целостности слизистой желудка;
  • грыжа пищеводного отверстия диафрагмы — состояние, когда малая часть желудка выходит в диафрагмальное отверстие;
  • нейромышечные расстройства, при которых наблюдается уменьшение выраженности либо полная потеря мышечных сокращений пищевода, желудка;
  • воспалительные поражения поджелудочной железы, желчного пузыря, протекающие в хронической форме;
  • прием препаратов, повреждающих слизистую желудка, например, при ИБС;
  • неправильное функционирование сфинктера пищевода.

Виды изжоги

Кислотный рефлюкс классифицируют, чтобы определить его причину и рекомендовать схему терапии.

По частоте появления приступов выделяют изжогу:

• эпизодическую, возникающую не более, чем единожды в месяц, чаще всего вследствие переедания;
  • регулярную, беспокоящую много раз в неделю, как правило, из-за болезней пищеварительной системы.

Эпизодическую изжогу провоцируют: неумеренное употребление пищи, сон после обеда, ношение одежды, давящей на живот и грудину, прием определенных лекарственных средств, курение, стрессы, поздний ужин, разговоры во время еды и т.д.

Обычно изжога проявляется в виде жжения за грудиной. Реже данный симптом ощущается как боль в горле.

Кислотный рефлюкс может иметь легкие проявления и быть более выраженным, возникать после еды и без связи с приемом пищи.

Симптомы изжоги

Основные проявления — это жжение за грудиной и отрыжка. Иногда также наблюдаются следующие симптомы:

• боли под ребром (усиливаются, когда человек наклоняется вперед, ложится);
  • горький либо кисловатый привкус в полости рта;
  • тошнота;
  • болезненность, которая отдает в шею;
  • вздутие живота;
  • кашель, так как желудочный сок раздражает кашлевые рецепторы;
  • осиплый голос;
  • трудности со сном.

Если проявления беспокоят постоянно, сопровождаются расстройствами сна, снижением массы тела, регулярной рвотой, трудностями с глотанием либо выраженной болью в животе, то следует как можно быстрее проконсультироваться с врачом.

Диагностика изжоги

Для выявления причины изжоги нужно обратиться к гастроэнтерологу. Чтобы установить причину симптома, он может назначить обследования:

1. Рентген (чаще всего с контрастом) для оценки состояния желудка, пищевода.
  2. МРТ указанных органов, чтобы посмотреть состояние мягких тканей.
  3. Эзофагогастродуоденоскопию для оценки пищевода и желудка, выявления язвенных поражений, эрозий. Если потребуется, то врач может назначить при эзофагогастродуоденоскопии биопсию.
  4. рН-метрия — выявление кислотности желудочного сока с применением зонда на протяжении одних суток. Во время процедуры пациент может продолжать вести привычный образ жизни. Исследование помогает обнаружить рефлюксную болезнь, сопровождающуюся нестандартными проявлениями.
  5. Обследование моторики пищевода. Его проводят с применением зонда, замеряющего давление в органе.
  6. Лабораторная диагностика для оценки функции желудка и выявления отклонений, провоцирующих изжогу.

Лечение изжоги

Иногда, чтобы справиться с проблемой, нужно просто исправить питание и образ жизни, в частности, придерживаться специальной диеты. Однако некоторыми пациентам требуются лекарства.

Диета и коррекция образа жизни

Для устранения изжоги рекомендуется:

• кушать часто и понемногу;
  • не употреблять жареные, кислые и острые продукты;
  • отказаться от газированных напитков и алкоголя;
  • не курить;
  • ужинать не позже, чем за 3-4 часа до сна;
  • организовать спальное место так, чтобы голова лежала выше груди;
  • поддерживать нормальную массу тела;
  • не носить одежду, давящую на живот;
  • научиться работать со стрессом.

Желательно отказаться от продуктов, провоцирующих изжогу. Это могут быть: кофе, острые блюда, шоколад, цитрусы, лук и другие.

Оптимально выявить, на какую пищу кислотный рефлюкс возникает чаще всего и отказаться от ее употребления.

Медикаментозная терапия

Если коррекция образа жизни и диета не помогают, то гастроэнтеролог назначит специальные препараты — антациды для облегчения симптоматики. Обычно их принимают по мере возникновения кислотного рефлюкса. Иногда результат наблюдается только в ходе терапии.

Когда положительного эффекта нет, доктор выпишет лекарства, замедляющие освобождение соляной кислоты в желудке. Речь идет об ингибиторах протонной помпы. Однако такие препараты имеют побочные действия, поэтому их принимают под контролем специалиста.

Операция

Если консервативная терапия неэффективна или отклонения выраженные, то проводят хирургическое вмешательство. Операция показана, в том числе, когда сужен просвет пищевода.

Изжога во время беременности

У беременных женщин изжога наблюдается в 45% случаев, что обусловлено сильным давлением увеличившейся матки на органы брюшины, а также гормональными изменениями, необходимыми, в частности, для снижения тонуса мышц. Сфинктер пищевода начинает работать хуже, что ведет изжоге.

Избавиться от нее полностью удается не всем беременным женщинам. Чтобы снизить выраженность симптома, нужно скорректировать рацион: отказаться от употребления пищи, провоцирующей усиление кислотности желудочного сока, например, кофе, цитрусов, жареного.

Если названные меры неэффективны и дискомфорт сильный, надо проконсультироваться с врачом по поводу приема лекарств.

Прогноз, профилактика изжоги

При регулярной изжоге следует показаться доктору и выполнять его рекомендации. Длительное существование симптома может спровоцировать раздражение слизистой пищевода с последующим развитием серьезных болезней.

Для предотвращения кислотного рефлюкса рекомендуется:

• правильно питаться;
  • отказаться от курения;
  • после одобрения врача заменить препараты, вызывающие изжогу, на другие;
  • носить одежду, не стягивающую живот;
  • спать на кровати с приподнятым изголовьем.

Если вас беспокоят проблемы с пищеварительной системой, обратитесь в клинику реабилитации в Хамовниках. Гастроэнтеролог проведет тщательный осмотр, порекомендует обследования и лечение, которое поможет победить болезнь.

Ведущие специалисты

Никого не найдено, попробуйте изменить фильтр