Реабилитация при заболеваниях плеча

Разрыв связок плечевого сустава

При болезнях плечевого сустава и после операций на нем – пациенту нужна реабилитация. Она сводится к выполнению упражнений ЛФК с плавным увеличением нагрузки, а также применению других методов.

Разрыв связок плечевого сустава лечат консервативно или оперативно. Вне зависимости от выбранного способа, в восстановительном периоде назначают ЛФК. Выполнение упражнений способствует лучшему заживлению тканей.

Лечебная физкультура может применяться вместе с массажем, курортно-санаторным лечением, физиотерапией. Главное, чтобы комплекс упражнений соответствовал состоянию пациента, а нагрузка увеличивалась постепенно.

В программу ЛФК при реабилитации связок плечевого сустава не входят резкие движения. Пациент выполняет круговые движения плечами, кидает мяч с отводом плеч, бросает мяч от груди. После того, как связки адаптируются к нагрузкам, добавляют отжимания (сначала – от стены, затем – на руках).

Занятия проходят под присмотром специалиста. Переходить к более сложным тренировкам можно только с его разрешения. В противном случае не исключено повторное получение травмы.

Реабилитация после артроскопии плечевого сустава

Хирургическое вмешательство считается малоинвазивным. Вероятность осложнений сводится к нулю. Однако реабилитация после операции на плечевом суставе длительная и занимает от 4 месяцев до полугода.

В первые дни после хирургических манипуляций пациент принимает обезболивающие и противовоспалительные лекарства, а также ходит на перевязки. Оперированную конечность фиксируют ортезом.

Восстановительные мероприятия начинают на вторые сутки. Рекомендуются простые дыхательные упражнения, а также общетонизирующие комплексы для маленьких и средних групп мышц. Постепенно нагрузку увеличивают.

Разрыв сухожилия плечевого сустава

Через сутки после операции пациент может выполнять простые упражнения в палате.

После нормализации состояния назначают активные упражнения. Это позволяет поддерживать общую тренированность человека и восстановить ткани сухожилий. Постепенно программу ЛФК расширяют, добавляя легкий бег, ходьбу, силовые упражнения на тренажерах.

В процессе реабилитации важно создать благоприятные условия для работы суставов прооперированной конечности, то есть, исключить перегрузки, провоцирующие повторные травмы.

На первом этапе надо справиться с застойными явлениями. Второй этап начинается после снятия гипса. Пациенту рекомендуют комплекс упражнений для локтевого сустава, занятия в воде, качательные движения на косынке. Как только боли пройдут, физическая нагрузка плавно увеличивается.

Вывих или перелом плечевого сустава

Обычно вывих плеча лечат без операции. Дислокацию убирают путем подталкивания плечевой головки в гнездо. Как правило, хирургическое вмешательство необходимо, если при вывихе были задеты связки, нервные окончания, сосуды.

После травмы плечевой сустав фиксируют слинг-повязками, а также ортезами. Если случился перелом, то накладывают гипс. Это позволяет зафиксировать руку и полностью разгрузить плечевой пояс.

Реабилитация после перелома плечевого сустава нужна, так во время ношения фиксатора и гипса:

• мышцы утрачивают прежний тонус и атрофируются;
  • связки становятся менее эластичными;
  • в проблемной области замедляется кровообращение.

Обычно рекомендуют мягкие мануальные техники, а также простые физические упражнения. Постепенно интенсивность тренировок возрастает.

Примеры упражнений для реабилитации плечевого сустава:

1. Поднять руку вверх и опустить, затем вытянуть ее перед собой и согнуть в локте.
  2. Поднять мяч и принять позицию «перед броском».
  3. Вращать плечи в одну, а затем в другую сторону.
  4. Отвести руки назад и заключить их в «замок».
  5. Сжимать и разжимать пальцы руки в кулак.

Каждое упражнение повторять 10-15 раз.

Реабилитация после эндопротезирования плечевого сустава

Реабилитация проходит 3-4 стадии. Ранняя стадия длится от момента операции до шести недель. Иногда ее разделяют на 2 части, так как в первые 14 дней мягкие ткани заживают, спадает отек и уходит воспаление. Большую часть этого периода пациент находится в стационаре.

Следующая стадия продолжается с 6 по 12 недели после операции. В этот период протез врастает в кость, сустав приходит в норму, а мышцы и сухожилия достаточно укрепляются, чтобы можно было приступить к силовым тренировкам.

Общие правила реабилитации после операции:

• придерживаться рекомендаций врача;
  • регулярно выполнять все упражнения программы ЛФК;
  • постепенно увеличивать физические нагрузки с разрешения специалиста;
  • правильно носить фиксирующую повязку или абдукционную подушку для плеча;
  • сразу после операции выполнять только те упражнения, которые не причиняют боль;
  • ограничить наружную ротацию (вращение) до 20 градусов;
  • не курить в реабилитационный период, чтобы ткани восстановились быстрее.

Иногда у пациента сохраняется болевой синдром даже после начала последней фазы. Это препятствует выполнению упражнений. Чтобы купировать болевые ощущения, назначают лекарства. Помогает и физиолечение, так как оно способствует быстрому восстановлению тканей, снижению отечности и воспаления, наращиванию мышечной силы. Применяют:

• терапию лазером;
  • УВТ;
  • магнитотерапию;
  • электромиостимуляцию.

Силовые тренировки не рекомендуют в течение трех месяцев после операции, так как они могут спровоцировать надрывы мышц-ротаторов. Тем не менее, реабилитация после замены плечевого сустава в каждом случае определяется врачом.

Через 3 месяца после операции разрешается использовать тренажеры, выполнять физические упражнения с отягощениями, применять эспандеры, заниматься плаванием.

Реабилитация после артроза плеча

Артроз может быть спровоцирован другим заболеванием, например, подагрой или сахарным диабетом. Тогда для его лечения требуется привлечение профильных специалистов. В любом случае, при больном плечевом суставе важно подобрать программу для купирования симптомов.

Артроз первой стадии может быть приостановлен с помощью правильного лечения и соблюдения клинических рекомендаций. На второй стадии болезни обычно практикуют комплексный поход, например, назначают физиолечение, ЛФК, медикаментозную терапию. Важно ведение пациентом здорового образа жизни. На третьей стадии, в большинстве случаев, помогает только операция.

В ЛФК при артрозе входят, в основном, статистические упражнения (когда нужно задержаться в определенной позиции). Они помогают укрепить мышцы и связки, а также правильно распределить нагрузку. Физические упражнения можно выполнять только в состоянии ремиссии, то есть, когда нет симптомов воспаления. Занятия прекращают, если во время них возникает болевой синдром.

При артрозе оптимальны плавные упражнения для плечевого комплекса, выполняемые сидя или стоя. Их нужно делать ежедневно, лучше всего 2-3 раза в день, чтобы обеспечить разгрузку суставам. Точный комплекс упражнений подбирает реабилитолог либо инструктор ЛФК, учитывая возраст и состояние здоровья пациента.

Таким образом, для реабилитации плечевого сустава обычно назначают ЛФК. Однако используют и другие методы лечения, например, физиотерапию. В восстановительном периоде важно постепенно увеличивать нагрузку на прооперированный сустав и соблюдать рекомендации врача.

В клинике реабилитации в Хамовниках работают опытные специалисты. Вы можете получить индивидуальную программу реабилитации, проконсультироваться с врачами узких специальностей, а также пройти необходимые восстановительные процедуры.