Реабилитация пациентов с остеопорозом

Причины остеопороза

При остеопорозе кости становятся хрупкими, в результате чего возрастает вероятность их перелома. После остеопоротического перелома человеку требуется реабилитация, которая включает в себя меры, направленные на восстановление функций.

Остеопороз возникает под воздействием разных факторов. Первичная форма заболевания развивается с возрастом.

Причины остеопороза у женщин:

• отягощенная наследственность;
  • зрелый возраст;
  • небольшой рост;
  • ранняя менопауза и позднее начало менструации;
  • бесплодие;
  • кормление ребенка грудью после достижения им полутора лет;
  • прием гормональных контрацептивов;
  • недостаточная физическая активность;
  • нарушения в работе обмена веществ, например, диабет.

У женщин после 60 возникает постклимактерический остеопороз. Он обусловлен недостаточной продукцией половых гормонов после наступления менопаузы.

Причины остеопороза у мужчин:

• преклонный возраст;
  • отягощенная наследственность.

У 3-6 пациентов из 10 заболевание возникает под воздействием вторичных факторов:

• приема антиконвульсантов, глюкокортикоидов;
  • низкого уровня половых гормонов;
  • курения, употребления спиртных напитков.

Симптомы и лечение остеопороза

На ранних стадиях болезнь не сопровождается клиническими проявлениями, поэтому, как правило, человек обращается к врачу, получив перелом при небольшой травме. Это позволяет заподозрить остеопороз.

Если говорить о клинических симптомах, то основной из них – боль в костях. Обычно она локализуется в районе позвоночника, бедер, в запястьях и предплечьях. Неприятные ощущения усиливаются при физической активности и длительном пребывании в неудобной позе. О болезни могут свидетельствовать:

• частые переломы;
  • хрупкость ногтей;
  • судорожное сокращение мышц;
  • повышенная ЧСС.

Терапия патологии длительная и включает: коррекцию провоцирующего заболевания (при наличии), изменение образа жизни, прием препаратов, консервативные и хирургические методы устранения осложнений.

Цель лечения – восстановление костной ткани при остеопорозе и уменьшение ее потерь, а также предупреждение развития отрицательных последствий или минимизация их влияния на качество жизни больного.

Реабилитация пациентов с остеопорозом

Методы реабилитации:

• ЛФК;
  • физиотерапия;
  • лекарственная терапия.

ЛФК

Для пациентов, перенесших остеопоротические переломы, не подходят типичные реабилитационные программы ЛФК. Все потому, что любое неаккуратное движение или падение во время занятий может спровоцировать получение новой травмы.

После остеопоротического перелома практикуют:

• медицинскую реабилитацию при остеопорозе, помогающую повысить прочность костей;
  • современные методики ЛФК, бальнеотерапии, механотерапии, аппаратной физиотерапии.

Комплексный подход позволяет улучшить состояние больного, предотвратить возникновение новых переломов и восстановить двигательную активность. Все это способствует повышению качества жизни.

Эффективны специальные комплексы ЛФК в бассейне. Они снижают выраженность болевых ощущений, способствуют укреплению мышечного корсета, улучшают координацию движений и снижают вероятность новых переломов.

Не выполняют:

• резкие наклоны в стороны и вперед;
  • прыжки;
  • перекатывание на спине;
  • вибрирующие упражнения;
  • скручивание позвоночника.

Занятия в бассейне относительно безопасны с позиции травматизма. Правда, чтобы выполнять упражнения, используют специальный инвентарь.

Активно применяется механотерапия. Выполнение упражнений на специальных тренажерах способствует повышению мышечной силы, восстановлению двигательной активности, уменьшению ограниченности в движениях и снижению болевых ощущений.

Механотерапия позволяет проводить реабилитацию пациентов преклонного возраста, в частности, перенесших операции.

Физиотерапия

Для восстановления после переломов позвонков при остеопорозе эффективна чрескожная электрическая нейростимуляция. Эта процедура помогает снизить боль в спине, и нормализовать нарушенные функции.

Также применяют общую и местную магнитотерапию. Местное воздействие помогает поврежденному участку быстрее восстановиться.

Пациентам, перенесшим перелом, вызванный остеопорозом, не назначают интенсивный массаж, а также мануальную терапию, поскольку они могут привести к новым травмам. Альтернативный вариант – хивамат-терапия, позволяющая уменьшить боли, улучшить лимфоток и кровоснабжение.

Лекарственная терапия

Для патогенетической терапии используют деносумаб, бисфосфонаты либо анаболитическую терапию. Также назначают витамин Д и соли кальция, если с питанием их поступает недостаточно. Правильное лечение снижает вероятность новых переломов и улучшает качество реабилитации.

Таким образом, восстановление пациентов с остеопорозом должно быть комплексным. Применяются: ЛФК, физиолечение и медикаментозная терапия.

В клинике реабилитации в Хамовниках вы можете проконсультироваться у опытных врачей, а также пройти необходимые процедуры. У нас применяются современные методы реабилитации, эффективные для восстановления после перелома при остеопорозе.