Лечение метаболического синдрома

Симптомы метаболического синдрома

Метаболический синдром – это нарушение обмена веществ, обусловленное ожирением. У людей с такой патологией вероятность развития сердечных болезней и поражения суставов выше, чем у тех, у кого ее нет.

Диагноз выставляют на основе нескольких критериев. Лечение заключается в снижении веса, а также коррекции обнаруженных нарушений обмена веществ.

Основной признак – центральное ожирение и сопутствующие ему метаболические нарушения. Метаболический синдром нередко сопровождается репродуктивной дисфункцией, поражениями суставного аппарата, ожирением печени, сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми нарушениями. У пациентов часто отмечаются сбои в работе щитовидки, надпочечников, половых желез, а также ночные апноэ.

Причины патологии

Причины развития метаболического синдрома до конца не ясны. Считается, что основная роль отводится центральному ожирению, а также сопутствующим нарушениям: инсулинорезистентности, оксидативному стрессу и хроническому воспалению.

Центральное (абдоминальное) ожирение – это такое ожирение, при котором жир сосредотачивается в области талии. Оно чаще возникает у мужчин, поэтому также именуется «андроидным». Жир скапливается в области брюшной полости и мешает функционированию внутренних органов. У женщин обычно увеличивается объем подкожно-жировой клетчатки в области бедер, но бывает и «мужской» тип ожирения.

Концентрация жира в районе живота сопровождается инсулинорезистентностью. Она заключается в том, что периферические ткани становятся мало восприимчивы к действию инсулина, а поступление глюкозы в клетки затрудняется. Организм откладывает жир в области внутренних органов. В результате они начинают работать плохо, а инсулинорезистентность усиливается.

Чтобы нейтрализовать малую чувствительность тканей к инсулину, поджелудочная железа начинает активно вырабатывать этот гормон. Его избыток провоцирует накопление жира и повышенное артериальное давление. Со временем клетки, вырабатывающие инсулин, истощаются. Показатели глюкозы увеличиваются, что приводит к развитию преддиабета и диабета второго типа.

Факторами, провоцирующими метаболический синдром, выступают:

• избыток массы тела;
  • наследственная отягощенность;
  • недостаточная физическая активность;
  • никотиновая и алкогольная зависимости;
  • постоянный стресс.

Таким образом, диабет и метаболический синдром – связаны друг с другом.

Диагностика

Предположить метаболический синдром у женщины можно, если окружность ее талии составляет более 80 см. Для мужчины отклонение от нормы равняется более чем 94 см. Такие показатели указывают на ожирение по центральному типу. Признаками инсулинорезистентности являются: потемнение складок кожи в паху, на локтях, в области шеи в подмышечных впадинах.

Однако это только внешние признаки патологии. Чтобы поставить диагноз, требуется более детальная диагностика, состоящая из нескольких лабораторных исследований.

Рекомендации по лечению метаболического синдрома

Чтобы справиться с патологией, нужно выполнять рекомендации врача. Обычно назначают комплекс мер, нацеленных на снижение веса, восстановление метаболизма, терапию сопутствующих отклонений. Обязательно устраняют все факторы риска. Главная цель – уменьшить охват талии, так как метаболический синдром при ожирении встречается очень часто.

Для этого следует:

• придерживаться диеты;
  • больше двигаться;
  • снижать вес;
  • отказаться от вредных привычек;
  • оградить себя от стрессов;
  • соблюдать режим дня;
  • достаточно спать ночью;
  • корректировать обменные процессы.

Медикаментозное лечение метаболического синдрома у женщин и мужчин

Если меры, названные выше, не помогли снизить вес, то назначают медикаменты. Существует несколько препаратов для уменьшения массы тела. Они обладают разным механизмом действия и имеют побочные эффекты.

Препараты для лечения:

1. «Орлистат». Препятствует всасыванию жира в кишечнике. Это способствует снижение калорийности пищи, поступающей в организм и, соответственно, похудению.
  2. «Редуксин». Усиливает чувство насыщения после еды, а также повышает энергетические траты организма. Лекарство помогает уменьшить объем талии, а также улучшает жировой обмен. Принимать его можно до 6 мес.
  3. «Саксенда» (раствор для подкожного введения). После использования средства опорожнение желудка замедляется, а аппетит падает. Совместно с немедикаментозными методами терапии это позволяет снизить вес.

Метаболический синдром при сахарном диабете: лечение

Пациентам с преддиабетом назначают «Метформин». Его действие направлено на поддержание нормальных показателей сахара в крови. «Метформин» помогает предупредить развитие диабета второго типа и используется для его лечения. Этот препарат снижает инсулинорезистентность, восстанавливает жировой баланс и способствует похудению.

Метаболическому синдрому сопутствуют другие нарушения. Человеку, у которого было выявлено превышение нормы холестерина, а также его атерогенных фракций, следует придерживаться диеты, ограничивающей употребление животных жиров. Врач может назначить препараты, нормализующие липидный обмен. Самая распространенная группа лекарств – статины, например, «Симвастатин», «Флувастатин». Дозу подбирает врач.

Также назначают омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, например, «Омакор». Они способствуют снижению количества триглицеридов и обладают противовоспалительным эффектом. Применение омега-3 полиненасыщенных жировых кислот помогает снизить риск развития сердечно-сосудистых болезней, онкологических патологий.

Если пациент страдает от гипертонии, то предпочтительно использование метаболически нейтральных препаратов, например, «Физиотенза», а также блокаторов кальциевых каналов, к примеру, «Лерканидипина». Они не сказываются на метаболизме и не усиливают симптомы резистентности к инсулину.

Метаболический синдром у детей: симптомы и лечение

Если у ребенка повышенная окружность талии, то это нередко указывает на метаболический синдром. Нормальные показатели зависят от пола и возраста. Дополнительно проводят лабораторные анализы.

Если у ребенка была выявлена патология, то требуется диета. Ограничиваются «быстрые» углеводы и жиры. Из рациона убирают маргарин и сильно урезают количество красного мяса. В качестве источника белка употребляют рыбу.

Рекомендации по питанию:

• придерживаться подходящего рациона;
  • блюда варить, запекать, тушить, но не жарить;
  • питаться 5-6 раз в день небольшими порциями, тщательно пережевывая пищу.

Детям с метаболическим синдромом рекомендуются щадящие физические нагрузки, например, плавание, катание на велосипеде, спортивная ходьба. Длительность тренировок увеличивают плавно, начиная от 10-15 минут в день до примерно часа.

Для снижения инсулинорезистентности и подавления синтеза липидов врач может назначить:

• пиколинат хрома;
  • хитозан;
  • гидроксицитратный комплекс.

Лекарства вводят только когда диета и физическая активность не помогли. Показания:

• ИМТ более или равен 27 кг/м2, однако выявлено абдоминальное ожирение, есть генетическая склонность к диабету второго типа и факторы риска развития сердечно-сосудистых болезней;
  • ИМТ более или равен 30 кг/м2.

В таких случаях назначают препараты сульфонилмочевины, бигуаниды, сенситайзеры.

Метаболический синдром препятствует нормальной работе организма и может привести к сахарному диабету второго типа. Чтобы этого не произошло, нужно вовремя обратиться к врачу и соблюдать его рекомендации.

В нашей клинике вы можете получить консультации узких специалистов, пройти полный комплекс обследований и, если нужно, получить рекомендации по лечению. Наши врачи тщательно следят за эффективностью терапии, чтобы вы были здоровы.