Анкилоз

Анкилоз поражает небольшие и крупные сочленения, а его главным симптомом является неподвижность в суставе. Если больной пытается согнуть либо разогнуть конечность, открыть рот, наклониться (исходя из области поражения), то может возникнуть боль.

Что такое анкилоз

Это неподвижность сустава, как правило, обусловленная травмой или воспалением, протекающем в хронической форме. При патологии поверхности сочленений спаиваются тканями.

В большинстве случаев поражаются нижние конечности. У половины пациентов выявляют неподвижность коленного сочленения.

Анкилоз позвонков часто встречается при болезни Бехтерева. Иногда патология врожденная. В этом случае она возникает на фоне артрогрипоза.

Виды анкилоза

Выделяют два главных вида анкилоза:

1. Приобретенный. Он может развиться вследствие травмы, воспаления или дегенеративного поражения суставного аппарата.
  2. Врожденный, когда неподвижность сочленений возникает у малыша после появления на свет, а обусловлена артрогриппозом.

Также различают анкилоз:

• хрящевой — сначала поражается хрящевая пластина поверхностей сочленений;
  • костный — кости срастаются между собой в районе суставных концов;
  • фиброзный — вызван утратой эластичности мягкотканными суставными структурами.

Главное проявление патологии — невозможность двигать суставом. Боли возникают при хрящевой, фиброзной форме болезни. Если сращение костное, то болезненности нет, поскольку сочленение полностью обездвиживается.

В ходе осмотра определяется деформация патологической области. Не исключена функционально годная позиция конечности, когда пациент способен к самообслуживанию. У некоторых больных конечности находятся в функционально непригодном состоянии, поэтому им требуется помощь окружающих.

Если у человека костная форма патологии, то при попытке насилу согнуть либо разогнуть конечность, каких-либо движений не наблюдается. Костная и хрящевая формы могут сопровождаться незначительным качанием сустава, не позволяющим ему функционировать, как обычно.

Причины анкилоза

Часто к патологии приводят:

• травмы сочленения;
  • деформирующий остеоартроз;
  • воспаление сустава, обусловленное инфекциями;
  • аутоиммунные болезни, действующие на суставной аппарат;
  • длительная обездвиженность пораженной области.

Врожденная форма обычно обусловлена артрогриппозом.

Диагностика анкилоза

Инструментальная диагностика включает:

• рентген — выявляет искривление сустава, а также вероятное происхождение заболевания;
  • КТ и МРТ — данные методы используют для детализации особенностей и стадии патологии, а также подготовке к операции.

Лабораторная диагностика целесообразна при возможном аутоиммунном происхождении болезни.

Своевременное выявление анкилоза и прохождение лечения помогает предотвратить поражение других суставов.

Лечение анкилоза

Артропластика очень сложна, так как при анкилозе нарушаются анатомические отношения между суставными тканями. Как правило, единственным методом, позволяющим вернуть пациенту возможность двигаться и обслуживать себя самостоятельно, является замена сустава.

Консервативное лечение

Терапия препаратами может дать эффект лишь при фиброзном анкилозе. Чтобы разрушить соединительнотканные сращения, врач может рекомендовать физиолечение, применение кортикостероидов.

При болях, обусловленных сращением сочленений, назначают НПВС. Чтобы усилить их эффективность, могут выполняться физиопроцедуры. Некоторым пациентам с малыми по длине фиброзными тяжами помогает механотерапия.

Операция

Виды операции при поражении позвоночника, рук, ног:

1. Иссечение аномальных сращений, находящихся вне суставной полости и ограничивающих подвижность.
  2. Артродез — проводят, если конечность находится в функционально непригодном положении. В ходе операции деформацию иссекают и создают новое неподвижное сочленение, обеспечивающее опорную функцию нижней конечности или захват предметов верхней конечностью.
  3. Артропластика — это воссоздание физиологического положения сустава через удаление патологических образований, а также закрытие дефектов пластины хряща.
  4. Эндопротезирование — замена разрушенного сочленения искусственным имплантом, возвращающим ранее утраченные функции.

Пациентам с анкилозом височно-нижнечелюстного сустава проводят сложные операции, позволяющие вернуть функции сочленения, скорректировать деформацию лицевой области.

Главные стадии лечения:

• частичное иссечение суставной головки;
  • удаление фиброзно-измененных структур, находящихся в районе внешних частей сочленение;
  • быстрое растягивание плотных тканей либо плавное раскрывание рта через особые механотерапевтические устройства.

Прогноз, профилактика анкилоза

Прогноз зависит от вида сращения, выраженности деформации, состояния мышечных тканей, связок, сухожилий, иных факторов.

После артродеза конечность начинает функционировать лучше, однако нетрудоспособность частично или полностью остается.

Пациенты, прошедшие артропластику, как правило, отмечают частичное возвращение подвижности, но не исключается повторное развитие патологии.

Эндопротезирование позволяет восстановить работоспособность пациента.

Для профилактики патологии рекомендуется вовремя проводить репозицию внутрисуставных переломов и точно восстанавливать конфигурацию поверхности сустава. Также важно своевременно пролечивать воспалительные суставные патологии.

Злоупотреблять обездвижением конечности без необходимости не стоит. При высоком риске развития анкилоза, ее нужно вовремя зафиксировать в требуемом положении с помощью гипсовой повязки, но только по назначению врача.

Если вас беспокоят суставы, обратитесь в клинику реабилитации в Хамовниках. Проведем комплексное обследование и назначим лечение, чтобы остановить прогрессирование болезни или справиться с ней.