Аппендицит

Острый аппендицит чаще всего диагностируют у людей от 20 до 40 лет, хотя иногда он развивается в детском и преклонном возрасте. Несмотря на достижения современной медицины, в послеоперационном периоде осложнения развиваются у 5-9% пациентов, а летальные случаи составляют 0,1-0,3% от общего числа.

Что такое аппендицит

Аппендицит бывает острым и хроническим.

• Острый аппендицит – это острое неспецифическое воспаление червеобразного отростка слепой кишки, который называется «аппендикс».
  • Хронический аппендицит – это вялотекущее воспаление в отростке, обычно обусловленное ранее перенесенным приступом острого аппендицита. Данное заболевание встречается редко, поэтому речь пойдет об остром процессе.

Причины острого аппендицита

Единой теории возникновения болезни нет. Считается, что чаще всего аппендицит развивается из-за механического закупоривания просвета аппендикса каловым камнем, разросшейся лимфоидной тканью либо инородным телом. Это ведет к образованию в отростке слизи, активации бактерий, воспалению его стенок и тромбозу сосудов.

Также существует инфекционная теория развития болезни. Она предполагает, что патология возникает из-за инфекций, например, иерсиниоза, туберкулеза или в результате заражения паразитами.

Приверженцы ангионевротической теории считают, что в основе развития заболевания находятся трофические нарушения, возникающие в стенке аппендикса, взаимосвязанные с его неправильной иннервацией (снабжением органа и тканей нервами, обеспечивающими его связь с центральной нервной системой).

Вероятность развития заболевания увеличивается при злоупотреблении мясными продуктами, поскольку такое питание повышает риск сбоев в работе кишечника и повышает вероятность запоров. Причинами, увеличивающими риск воспаления аппендикса, также считаются:

• дисбактериоз кишечника;
  • ухудшение устойчивости организма к действию патогенных факторов;
  • специфическая локализация аппендикса относительно слепой кишки.

Острый процесс бывает обусловлен неспецифическими микроорганизмами, аэробными возбудителями. Иногда его провоцируют вирусы и простейшие, находящиеся в аппендиксе. Чаще всего инфицирование происходит энтерогенным путем.

Симптомы острого аппендицита

Признаки аппендицита возникают резко. Предвестников воспаления нет, однако у некоторых пациентов за несколько часов до начала патологии ухудшается самочувствие и пропадает аппетит. По мере развития проявлений возникают боли и диспепсические симптомы (рвота, тошнота, задержка отхождения газов и каловых масс).

Наиболее ранним и постоянным признаком считается боль в животе. В начале она беспокоит в эпигастрии либо вблизи пупка, выражена не сильно и имеет тупой характер. Если человек кашляет или резко меняет положение тела, то болевой синдром становится сильнее.

Спустя несколько часов после появления боль переходит в правую подвздошную область и может ощущаться по-разному, например, как жгучая, острая или режущая. Исходя из локализации аппендикса, болевой синдром может отдавать в пупочную, поясничную, подложечную область или пах.

Чаще всего при остром аппендиците возникают признаки со стороны ЖКТ:

• тошнота;
  • вздутие живота;
  • рвота, которая происходит однократно;
  • запор или диарея.

Как правило, у больного наблюдается субфебрилитет.

Постепенно болезненность становится еще сильнее, что влияет на самочувствие человека. Температура тела растет до 38,5-39 градусов, усиливаются симптомы интоксикации, а пульс учащается до 130-140 ударов в минуту. У части пациентов возникают нетипичные реакции, когда болевой не усиливается, а, наоборот, становятся меньше или пропадает. Это очень опасный признак, который указывает на гангрену червеобразного отростка.

Диагностика аппендицита

Самодиагностика заболевания не допустима. Если боли в животе и иные проявления беспокоят больше 1,5-2 часов, то нужно вызывать скорую помощь, либо обратиться в приемный покой хирургического отделения.

Диагностика начинается с осмотра врача. При аппендиците выделяют абдоминальные симптомы, присущие этой патологии (симптом Иванова, Щеткина-Блюмберга, Раздольского и другие). При этом в лейкоцитарной формуле ОАК наблюдаются патологические изменения.

В диагностику входят УЗИ и КТ. При остром аппендиците на УЗИ выявляют утолщенный и увеличенный аппендикс, а также наличие выпота в брюшной полости. В нетипичных случаях проводят КТ. Также может выполняться диагностическая лапароскопия.

Абдоминальные боли возникают не только при аппендиците, поэтому важно отграничивать это заболевание от других патологий.

Лечение аппендицита

Лечение заключается в том, что аппендикс удаляют, то есть, проводят аппендэктомию. На то, как выполняют операцию, влияют разные факторы:

• Когда патология имеет типичные признаки, то для доступа к аппендиксу делают косой разрез в правой подвздошной ямке.
  • Если точно диагностировать заболевание не удалось, то разрез делают параллельно наружному краю правой прямой мышцы над или под пупком.
  • Нижне- и средне-серединная лапаротомия показана, когда аппендицит привел к перитониту.
  • Иногда операцию выполняют путем лапароскопической аппендэктомии.

Осложнения аппендицита

Ранняя стадия патологии длится до двенадцати часов. В период от двенадцати часов до двух суток от начала болезни начинаются деструктивные изменения, которые часто приводят к осложнениям:

• аппендикулярному абсцессу;
  • воспалению брыжейки отростка;
  • воспалению брюшины, покрывающей отросток;
  • появлению отверстия в стенке аппендикса;
  • перитониту;
  • сепсису.

Поэтому при остром аппендиците незамедлительно надо вызвать бригаду скорой помощи.

Прогноз и профилактика аппендицита

Если вовремя обратиться к врачу и пройти операцию, то прогноз хороший. Как правило, человек может вернуться к работе через три недели после хирургических манипуляций.

Опасны для жизни осложнения острого аппендицита, например, спаечная кишечная непроходимость, разлитой перитонит.

Профилактических мер, гарантированно предотвращающих аппендицит, нет. Для снижения вероятности развития патологии можно употреблять продукты, богатые клетчаткой, например, овощи, фрукты, овсяную кашу. Так как причиной воспаления аппендикса может быть закупоривание просвета отростка, то желательно тщательно пережевывать растительную пищу и исключить из меню семена овощей и фруктов.

Для лечения заболеваний обращайтесь в клинику реабилитации в Хамовниках. У нас работают врачи, которые регулярно повышают свою квалификацию и внимательно относятся к пациентам.

В нашей клинике вы также можете пройти восстановление после перенесенных патологий.