Главная - Лечение - Гинеколог -
Воспалительные заболевания органов малого таза

Воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ) — одна из самых распространенных причин нарушения репродуктивной функции у женщин. Хронический эндометрит (воспалительный процесс в матке) при гистероскопии (осмотр полости матки специальным прибором) определяется у каждой третьей женщины, прошедшей это исследование. Чаще всего подобный диагноз ставят пациенткам до 24 лет, а после 30 количество случаев значительно снижается, что связано с более внимательным отношением женщины к своему здоровью и формированием локального иммунитета.

В число ВЗОМТ входят: вульвовагинит, эндомиометрит, сальпингит, кольпит, цервицит, параметрит и др.

Что вызывает воспалительные заболевания органов малого таза?

Воспалительные заболевания женских органов малого таза могут развиться, если в половые пути половым способом или из-за некачественной личной гигиены проникнет инфекционный агент (например, энтерококк, хламидии, трихомонад и др.). Стоит отметить, что обычно при попадании паразитирующего микроорганизма в половые пути срабатывают естественные защитные механизмы: от местного иммунитета до анатомических особенностей. Но существует ряд факторов, способствующих развитию и размножению возбудителя инфекции. В их число входят:

1. Внутриматочные вмешательства. Диагноз хронического эндометрита выставляется женщинам, которые хоть один раз подвергались внутриматочным вмешательствам, это может быть прерывание беременности любыми существующими в настоящее время методами, лечебная или диагностическая гистероскопия (особенно если это исследование сочетается с удалением полипа эндометрия, подслизистого миоматозного узла, раздельным диагностическим выскабливанием слизистой полости матки), введение и удаление внутриматочного контрацептива, пайпель-биопсия эндометрия. Различные микроорганизмы могут перемещаться из влагалища и шейки матки в полость матки, провоцируя тем самым воспалительный процесс в матке.

2. Незащищенный половой акт, наличие нескольких половых партнеров. Инфекция может передаться от полового партнера.

3. Гинекологические заболевания. Любое заболевание следует оперативно лечить, а после лечения важно сдать все необходимые анализы, позволяющие оценить состояние здоровья пациента и исключить наличие инфекции.

4. Роды.

5. Менструация, овуляция и другие ситуации, при которых происходят изменения в среде влагалища.

6. Переохлаждение, стресс, различные заболевания организма и другие факторы, понижающие иммунитет.

Показать все

Что вызывает воспалительные заболевания органов малого таза?

Симптомы воспалительных заболеваний органов малого таза

• нарушения менструальной функции: болезненные или нерегулярные менструации, наличие нехарактерных выделений (гнойных, межменструальных, слишком обильных или скудных);
  • аномальные маточные кровотечения;
  • нарушения репродуктивного здоровья: бесплодие, невынашивание беременности, появление полипов эндометрия у женщин любого возраста;
  • боль в нижней части живота, боль или дискомфорт при мочеиспускании, во время полового акта, зуд, жжение в области половых органов;
  • изменения внешнего вида половых органов;
  • общее плохое самочувствие: быстрая утомляемость, высокая температура тела и др.

Симптомы зависят от уровня поражения, состояния иммунной системы, возбудителя.

Осложнения и последствия ВЗОМТ

Последствия от перенесенного или хронического воспалительного процесса бывают достаточно серьезными. Он — один из самых частых причин развития бесплодия. В пораженных инфекцией маточных трубах разрастается соединительная ткань, трубы становятся непроходимыми, и сперматозоид не может добраться до яйцеклетки. Чем чаще женщина переносила ВЗОМТ, тем выше вероятность бесплодия (15% при однократном ВЗОМТ, 35% при двух случаях и от 50% при трех и более).

Еще одно неблагоприятное последствие — развитие внематочной беременности. Это также связано с непроходимостью трубы, но в данном случае продвигаться по ней не может уже не сперматозоид, а оплодотворенная яйцеклетка.

Инфекционные процессы, развивающиеся во время беременности, могут привести к самопроизвольному прерыванию (выкидышу) и инфицированию плода. Поэтому перед планированием беременности женщина обязательно должна посетить гинеколога и пройти полное обследование.

Симптомы воспалительных заболеваний органов малого таза

Диагностика воспалительных заболеваний органов малого таза

Хронические и острые воспалительные заболевания органов малого таза можно выявить на гинекологическом приеме. Врач использует различные методы:

1. Гинекологический осмотр и пальпация. Боль в области яичников и шейки матки при пальпации является одним из признаков ВЗОМТ.

2. Анализ крови. О наличии воспаления говорит повышенный уровень лейкоцитов в крови.

3. Мазок из влагалища. Лабораторное исследование микрофлоры влагалища помогает выявить наличие и определить возбудителя инфекции.

4. УЗИ. Метод помогает оценить структуру и изменения в строении маточных труб.

5. Эндоскопическое обследование. Специальный аппарат проникает в область матки через влагалище и шейку и позволяет провести забор эндометрия для дальнейшего исследования.

6. Лапароскопия. Проводится в самых сложных случаях: врач через небольшие разрезы осматривает яичники, матку и маточные трубы.

На основании только одного метода нельзя поставить правильный диагноз — только комплексная диагностика позволяет получить точный результат. При необходимости врач может назначить дополнительные анализы.

Мы рекомендуем минимум раз в год посещать гинеколога и проводить контроль влагалищной флоры.

Диагностика воспалительных заболеваний органов малого таза

Лечение воспалительных заболеваний органов малого таза

В первую очередь специалист определяет микробный фактор — это необходимо для проведения комплексной антибактериальной терапии с последующей профилактикой вагинального дисбиоза. Затем врач подбирает программу лечения. Как правило, это комплексная терапия.

Составляющие лечения:

1. Медикаментозная терапия. Врачи назначают нестероидные противовоспалительные препараты для коррекции иммунных нарушений, ферментные препараты для восстановления правильного строения слизистой оболочки в полости матки и др.

2. Физиотерапевтическое лечение (чаще всего используется сочетанная терапия: электротерапия и ультразвук). Воспаление сопровождается образованием фиброзной ткани, и именно физиотерапия наиболее эффективна при восстановлении правильного строения слизистой оболочки в полости матки. Показаниями для проведения физиотерапевтического лечения являются также: женское бесплодие (трубно-перитонеального и маточного генеза, эндокринное, ассоциированное с эндометриозом), невынашивание беременности, повторные неудачи ЭКО, расстройства овуляции, климактерический и предменструальный синдром, хронические состояния и патологии (тазовая боль, воспаление придатков матки, эндометрит), генитальный эндометриоз, сексуальная дисфункция, стрессовое недержание мочи, слабость мышц тазового дна. Также терапия применяется для профилактики спаечного процесса после хирургического вмешательства, профилактики и лечения субинволюции матки и гематометры после прерывания беременности. После родов физиотерапевтическое лечение назначается при лактостазе, катаральном мастите, гипогалактии, мацерации и трещинах соска, для профилактики и лечения осложнений со стороны послеоперационного шва после кесарева сечения или раны промежности, для эстетической коррекции рубцов в области промежности и шва, оставшегося после кесарева сечения.

3. Лапароскопия. Операционное восстановление проходимости маточной трубы показано при трубном бесплодии.

Процедуры нормализуют локальное кровообращение и микрофлору влагалища, устраняют симптомы воспаления, борются с инфекцией, ускоряют процессы регенерации, укрепляют иммунитет, активизируют защитные силы организма, устраняют спайки, восстанавливают нормальную проходимость и работу маточных труб.

Грамотная терапия позволяет восстановить здоровье женщины и значительно повысить вероятность наступления беременности при отсутствии других патологий.

Лечение воспалительных заболеваний органов малого таза