Узлы Гебердена

Узлы Гебердена нередко проявляются болевым синдромом, отечностью и скованностью по утрам. По мере прогрессирования заболевания движения в пораженных суставах ограничиваются.

Что такое узелки Гебердена

Узлы Гебердена («узловатые пальцы») — это один из признаков полиостеоартроза, развивающегося в результате дегенеративных нарушений в суставах. Они представляют собой костные разрастания в дистальных межфаланговых суставах и сопровождаются деформацией пальцев рук.

Причины возникновения узлов Гебердена

Главной причиной патологии считается возрастные дегенеративно-дистрофические нарушения. Однако существуют факторы, усиливающий риск развития болезни. К ним относятся:

1. Генетическая склонность. Если заболевание было выявлено у родителя, то риск его возникновения у ребенка повышается в два раза.
  2. Климакс. Гормональные изменения сказываются на состоянии хрящевой ткани, ускоряя дегенеративные явления.
  3. Нарушения обмена веществ. Узлы чаще диагностируют у лиц с выявленным диабетом и патологиями щитовидки.
  4. Травматические повреждения кисти, приводящие к посттравматическому артрозу.
  5. Повышенные нагрузки. Ученые полагают, что ранний артроз может быть вызван регулярной повышенной нагрузкой на суставы у представителей некоторых профессий.

Симптомы узелков Гебердена

Дистальные межфаланговые составы поражаются у 9 из 10 пациентов, страдающих артрозом кистей рук. Еще до косметического дефекта («узловатых пальцев») пациенты иногда ощущают неопределенные непродолжительные боли.

Утром или после отдыха возникает скованность в суставах, которая проходит через время от начала движений. Иногда бывают стартовые боли и дискомфорт после нагрузки на кисти.

Когда начинают появляться узелки, болевой синдром усиливается. Иногда возникает жжение. Суставы становятся красными, опухшими. Прощупываются плотные наросты.

Стадии развития узелков Гебердена

Заболевание является хроническим, то есть, протекает с периодами обострений и ремиссий. Оно проходит следующие стадии:

1. Образование узлов. Сопровождается покраснением кожи и появлением отека в пораженной области, болезненностью и жжением.
  2. Усиление болевого синдрома. На коже формируется пузырь с жидким экссудатом. На его месте появляется специфическое уплотнение в форме шара или шишки, не причиняющее боль.
  3. Прогрессирование патологии. Нарост увеличивается в размерах, что ведет к недостаточной подвижности суставов.

Диагностика узлов Гебердена на пальцах рук

Диагностика осуществляется на основе жалоб и осмотра пациента. При осмотре выявляется, что пальцы деформированы и внешне напоминают веретено, а суставы выглядят шишкообразными. Во время прощупывания пораженных областей иногда отмечается болезненность. Подвижность суставов пальцев рук ограничена.

Инструментальным методом является рентген кистей рук. На снимках обнаруживаются характерные изменения.

Лечение узелков Гебердена

Терапию проводят длительно, используя сразу несколько методов:

1. Применение нестероидных противовоспалительных средств. Они купируют болевой синдром и уменьшают воспаление. Врач может назначить средства в таблетках или в виде гелей, мазей.
  2. Хондропротекторы. Их вводят в лечение сразу после определения диагноза. Такие препараты применяют продолжительно. Они восстанавливают хрящевую ткань, уменьшают риск возникновения болей.
  3. Кортикостероидные блокады. Их используют при сильной боли, если другие способы лечения не принесли результата. Их вводят в области большей боли не больше трех раз с промежутком в 7 дней.
  4. Лечебная физкультура. Инструктор ЛФК показывает больному упражнения, например, сжимание кисти.
  5. Физиолечение. На ранней стадии болезни проводят магнито- и лазеротерапию, электрофорез. По мере развития патологии указанные методы совмещают с парафинотерапией.

При сильной боли, выраженном ограничении подвижности, препятствующем нормальной жизни, а также явном косметическом дефекте, выполняют операцию.

Прогноз и профилактика узелков Гебердена

Прогноз неблагоприятный, так как изменения в суставах необратимы. При правильном лечении и раннем обращении к специалисту болезнь прогрессирует медленно, а пациент длительно остается трудоспособным.

В профилактику входит:

• раннее обнаружение и терапия эндокринных болезней;
  • гормонозаместительную терапию во время климакса;
  • предотвращение травм и регулярных повышенных нагрузок на кисти рук.

При генетической склонности к патологии нужно проконсультироваться со специалистом, обнаружив первые симптомы узелков Гебердена.

В клинике реабилитации в Хамовниках вы можете пройти обследование и лечение по поводу заболеваний суставов.