Цистоцеле
Вас будет лечить Гинеколог

Цистоцеле может существенно влиять на качество жизни пациентки. Однако патология поддается лечению. Если консервативная терапия не помогает, то проводится операция.

Что такое цистоцеле

Цистоцеле — это выпячивание мочевого пузыря во влагалище. При патологии возникает дискомфорт, который выражается в том, что женщина ощущает инородное тело во влагалище.

Без правильного лечения цистоцеле развивается дальше, что негативно сказывается на качестве жизни пациентки, ее эмоциональном и сексуальном здоровье.

Виды цистоцеле

Деление патологии на виды основано на степени пролапса мочевого пузыря. Известно две классификации тяжести течения цистоцеле (принятая на международном уровне и отечественная). Российские врачи обычно используют отечественную, в которой рассматривается упрощенный способ выявления форм цистоцеле. По ней различают:

1. Протрузию первой степени. Мочевой пузырь опускается до середины влагалища. Это обнаруживается при проведении осмотра на гинекологическом кресле с натуживанием. Чаще всего патологию удается скорректировать консервативными способами.
  2. Протрузию второй степени. Наблюдается умеренное опущение мочевого пузыря, при котором выпячивание выявляется в нижней половине влагалища и иногда доходит до входа в него. Патология обнаруживается во время осмотра у гинеколога без натуживания. Операция дает хорошие результаты, но применение консервативных методов возможно.
  3. Протрузию третьей степени. На этой стадии патологии мочевой пузырь покидает границы половой щели. Пролапс остается в состоянии физического покоя. Высока вероятность осложнений. Консервативное лечение неэффективно. Проводят реконструктивную пластическую операцию.

Симптомы цистоцеле

При слабовыраженной патологии симптомов нет. По мере усиления пролапса возникают признаки цистоцеле:

• чувство давления во влагалище;
  • ощущение присутствия во влагалище инородного тела.

Эти признаки становятся более выраженными при мочеиспускании или опорожнении кишечника, при кашле и поднятии тяжелых предметов. Постепенно заболевание прогрессирует, что ведет к ослаблению струи мочи и даже к острой задержке мочеиспускания. Объем остаточной мочи увеличивается, что провоцирует чувство переполнения мочевого пузыря, а также императивные позывы к его опорожнению.

Ощущение постороннего предмета во влагалище беспокоит все время. Примерно у трети женщин нарушается сексуальная функция, так как возникают боли при половых контактах. Если цистоцеле протекает тяжело, то при сильных нервных переживаниях возникает недержание мочи. Пациентку беспокоят: тяжесть, ощущение давления, тупые ноющие боли внизу живота и в пояснице, которые могут отдавать в область паха.

Причины цистоцеле

Главная причина патологии — это несоответствие прочности тазовой диафрагмы оказываемому на нее давлению. Причинами ослабления связочного аппарата, который удерживает органы мочеполовой системы, являются:

• продолжительная ишемия передней стенки влагалища при родах;
  • разрывы мышечно-фасциальных, а также связочных структур;
  • уменьшение мышечного тонуса промежности и ослабление связок из-за дефицита эстрогена;
  • генетическая слабость соединительнотканных волокон.

Когда внутрибрюшное давление повышается, то мочевой пузырь выпадает во влагалище. Это сопровождается опущением передней влагалищной стенки. Из-за анатомически неправильного расположения пузыря увеличивается отток мочи и давление в нем. В итоге создается замкнутый круг, который поддерживает рост выпячивания.

Диагностика цистоцеле

Чтобы выставить диагноз, врач анализирует результаты обследований и осмотра. Для достоверной диагностики проводятся:

1. Осмотр на кресле. Специалист выполняет влагалищное исследование с помощью одностворчатого зеркала. Это позволяет обнаружить пролапс мочевого пузыря.
  2. Эхография. При цистоцеле по результатам УЗИ мочевого пузыря выявляется смещение задней стенки органа ниже уровня лобка. Это отклонение выявляется и в спокойном состоянии, и при натуживании. Определяется деформация стенки пузыря в форме остроугольного треугольника.
  3. КУДИ. При комплексном обследовании (проведении цистометрии наполнения и напряжения, а также урофлоуметрии) обнаруживается расстройство замыкательной функции уретровезикального сфинктера, а также уменьшение сократительной возможности детрузора.
  4. Эндоскопические методы. При цистоцеле цистоскопию провести сложно. Осмотреть устья мочеточников удается только после интравагинального введения тампона.
  5. Рентгенография. Цистография рассматривается как вспомогательный метод для выявления цистоцеле.

Лечение цистоцеле

Лечение патологии может быть консервативным или хирургическим.

На ранней стадии заболевания лечение направлено на коррекцию протрузии мочевого пузыря. Если он опустился сильно, то для нормализации его работы и функционирования смежных органов нужно восстановить анатомическую целостность тазовой диафрагмы.

При легкой и умеренно выраженной степени цистоцеле женщине нужно исключить тяжелые физические нагрузки, а также пройти лечение патологии, провоцирующей образование генитальных грыж. Также рекомендуется симптоматическая терапия.

В консервативное лечение входят:

1. Выполнение упражнений на укрепление мышц тазового дна (по методике Кегеля либо проведение лечебной физкультуры по Атабекову).
  2. Прием гормональных средств, если цистоцеле возникло в результате климакса, либо посткастрационного синдрома.
  3. Установка пессария — медицинского устройства в форме кольца, которое применяют при ослаблении связочно-мышечного аппарата тазового дна для поддержания органов малого таза. Метод относится к паллиативным и рекомендуется пациенткам, отказавшимся от операции или тем, кому она противопоказана.
  4. Физиотерапевтические процедуры, например, электромиостимуляции, лазеротерапии. Их используют в комплексной терапии цистоцеле.

Если консервативные способы лечения неэффективны, у пациентки было выявлено тяжелое цистоцеле или возникли осложнения, то рекомендуется операция.

Профилактика цистоцеле у женщин

Для уменьшения вероятности развития патологии нужно минимизировать факторы риска. После родов и в перименопаузальном периоде необходимо выполнять упражнения Кегеля, укрепляющие мышцы тазового дна, проходить физиопроцедуры, питаться так, чтобы не было запоров, а также не поднимать предметы весом больше 3 кг.

Если у женщины была выявлена экстрагенитальная патология, которая может привести к цистоцеле, то необходимо ее вылечить.

Немаловажную роль в профилактике цистоцеле играет уменьшение акушерского травматизма благодаря аккуратному ведению родов. При нарушении целостности родовых путей требуется их восстановление.

Иногда применение консервативных методов лечения помогает значительно улучшить качество жизни и отсрочить хирургическое вмешательство. Его эффективность, в зависимости от вида, составляет от 45 до 97%.

В клинике реабилитации в Хамовниках вы можете получить консультацию специалиста, пройти обследования и получить медицинские рекомендации. Мы предлагаем комплексное лечение заболеваний с учетом особенностей здоровья пациента, стадии и характера течения патологии.

Ведущие специалисты
Сердюкова Анжелика Владимировна