Спайки в малом тазу

Внутренние органы человека покрывают скользкие оболочки, что позволяет им смещаться относительно друг друга. Спаечный процесс в области малого таза приводит к тому, что органы утрачивают нормальную подвижность, что провоцирует отклонения в их работе.

Что такое перитонеальные спайки

Спайки в малом тазу — это соединительнотканные тяжи, покрывающие поверхности тазовых органов и соединяющие их друг с другом и (или) с внутренней выстилкой брюшины. Патологии присущи боли в тазовой области, отклонения в работе кишечника, а иногда — бесплодие и невынашивание беременности.

Спаечная болезнь называется «пластический пельвиоперитонит». В большинстве случаев она встречается у женщин детородного возраста, считается одной из самых частых причин хронической боли в тазовой области и может стать причиной развития острой кишечной непроходимости. У мужчин заболевание бывает редко.

Причины появления спаек

Спайки образуются на фоне состояний, стимулирующих активное формирование соединительной ткани. Причины спаечного процесса следующие:

1. Воспаление в районе малого таза. Спайки часто диагностируются у женщин, перенесших воспаление, с диагностированным хроническим воспалением придатков матки, хроническим эндометритом и тд.
  2. Операции, особенно многократные. Риск формирования спаек становится выше после лапаротомических операций, например, удаления аппендикса или кесарева сечения.
  3. Кровоизлияния в районе малого таза. Спайки могут появиться из-за апоплексии яичника. Еще одна развития патологии — это разрыв маточной трубы при эктопической беременности.
  4. Эндометриоз. Спайки могут возникнуть из-за операции, проводимой по поводу эндометриоза, или без таковой. В последнем случае они появляются на фоне местного воспаления, обусловленного реакцией иммунной системы на очаг эндометриоза, а также в результате местных кровоизлияний, обусловленных формированием эндометриоидных кист.
  5. Травмы области малого таза. К спайкам приводят повреждения тазовой области, полученные вследствие ДТП или по другим причинам.

По статистике, более чем в 50% случаев спайки появляются при наличии не менее 2-х причин. Факторами, увеличивающими риск развития патологии, считаются: гинекологические заболевания, позднее лечение, беспорядочные половые связи.

Классификация спаек в малом тазу

Классификация патологии проводится по стадиям ее течения:

1. Острая. Возникает явная клиническая симптоматика, которая выражается в болевом синдроме, лихорадке, снижении артериального давления, тошноте и прочих проявлениях интоксикации. Иногда возникает кишечная непроходимость.
  2. Интермиттирующая. Спаечный процесс характеризуется периодами обострений и ремиссий. Во время обострений появляются боли, могут быть нарушения в работе кишечника. При ремиссии симптомов нет или они минимальны.
  3. Хроническая. Патология протекает без клинической картины или с неявными проявлениями. У женщины могут быть запоры и болезненность внизу живота. Обычно пациентки обращаются к гинекологу, поскольку не могут забеременеть.

Симптомы спаечного процесса

Если заболевание не осложняется другими состояниями, то основным его проявлением считается болевой синдром. Женщина почти все время чувствует тупую или ноющую боль разной выраженности внизу живота при физической активности, нервных переживаниях, переохлаждении, менструальном кровотечении и овуляции. Болезненность может быть при опорожнении кишечника, интенсивном половом акте, чрезмерно наполненном мочевом пузыре или сразу же после мочеиспускания.

Если спайки давят на органы малого таза, то они начинают неправильно работать. Прежде всего, возникают нарушения со стороны кишечника: запоры, вздутие живота, учащенный стул. Иногда беспокоят тошнота. Рвота бывает нечасто. Признаки со стороны ЖКТ становятся сильнее после употребления продуктов, провоцирующих повышенный метеоризм. Если поражаются фаллопиевы трубы и яичники, то у женщины могут быть трудности с зачатием.

Диагностика спаечной болезни

На первичном приеме врач опрашивает пациентку. Далее он проводит осмотр в гинекологическом кресле, при котором выполняет бимануальную пальпацию, позволяющую предположить наличие спаек. Для более достоверной диагностики патологии выполняют:

1. Диагностическую лапароскопию. Она позволяет увидеть спайки между органами малого таза.
  2. Ультразвуковое исследование органов малого таза. По итогам обследования обнаруживаются сращения, соединяющие тазовые органы со стенками малого таза.
  3. ГСГ и ультразвуковую ГСГ. Эти методы позволяют оценить, задействованы ли в спаечном процессе фаллопиевы трубы.
  4. МРТ тазовых органов. Оно позволяет увидеть спайки в тазовой области в трехмерном формате.

Чтобы выяснить причины заболевания, гинеколог может назначить женщине лабораторные исследования, например, взятие мазка на микрофлору, ИППП.

Лечение спаечной болезни

Лечение выбирает врач, исходя из течения, стадии патологии и выраженности ее проявлений. На начальной стадии заболевания в лечение входят:

1. Антибиотики, если спаечная болезнь была спровоцирована инфекцией.
  2. НПВС. Их применяют для купирования боли, снятия отечности и рассасывания спаек.
  3. Гормональные медикаменты. Они необходимы при спайках, появившихся из-за экстрагенитального, либо генитального эндометриоза.
  4. Фибринолитические средства. Их применение помогает отчасти или полностью добиться рассасывания спаек.
  5. Физиотерапия. Она рассматривается как дополнительный способ лечения. Также может применяться бальнеотерапия.

Если консервативная терапия неэффективна, спаечный процесс протекает в острой или интеркуррентной форме, то проводят операцию (как правило, эндоскопическим способом).

Реабилитация после операции спаек

После операции женщина находится в стационаре на протяжении 2-10 суток (в зависимости от ее самочувствия и особенностей вмешательства). Перевязки делают каждые три дня, швы снимают через неделю.

В реабилитационном периоде следует на полмесяца исключить:

• купание в открытых водоемах;
  • половые акты;
  • чрезмерное эмоциональное и физическое напряжение;
  • посещение бани.

Для предупреждения инфекционного процесса пациентке могут назначаться антибиотики.

Профилактика спаек

Для предупреждения заболевания нужно регулярно проходить плановые осмотры у гинеколога для выявления и лечения воспалений, отказаться от неоправданных инвазивных операций, планировать беременность, а также использовать барьерные способы контрацепции (презервативы) при половых актах со случайными партнерами.

Если требуется операция, чтобы уменьшить риск появления спаек, нужно выбирать самый щадящий ее вид. Следует вовремя лечить осложнения после хирургического вмешательства, а в реабилитационном периоде придерживаться двигательного режима.

Спайки в малом тазу могут не только проявляться в виде болевого синдрома, но и привести к бесплодию. Поэтому при обнаружении первых симптомов патологии нужно обратиться к врачу. На ранних стадиях она хорошо поддается терапии, что позволяет избежать развития осложнений, среди которых — острая кишечная непроходимость.

В клинике реабилитации в Хамовниках вы можете получить консультацию специалиста, а также обследоваться на высокоточном оборудовании. У нас есть кабинет физиотерапии, в котором вы можете пройти физиопроцедуры в комфортных условиях с пользой для своего здоровья.