Синдром раздраженного кишечника
Вас будет лечить Гастроэнтеролог

Синдром раздраженного кишечника возникает довольно часто и не приводит к осложнениям. Обычно в основе его развития лежат психоэмоциональные нарушения, поэтому пациентам рекомендуется минимизировать стрессы.

Что такое синдром раздраженного кишечника

Синдром раздраженного кишечника (СРК) — это нарушение работы кишечника, вызванное некорректной нервной регуляцией, а также психоэмоциональными отклонениями.

При патологии человека беспокоят неприятные ощущения, внезапная или ноющая боль в животе, которая проходит после дефекации, а также отделение слизи с каловыми массами и другие симптомы, ухудшающие качество жизни.

Причины синдрома раздраженного кишечника

Причины развития заболевания изучены плохо, однако обнаружены факторы, влияющие на функции толстого кишечника и приводящие к его раздражению.

Чаще всего к развитию патологии приводят психологические причины, поэтому ее причины скорее носят психо-нейрогенный характер. У 32-44% лиц симптоматике предшествует выраженный стресс. У большинства пациентов диагностированы депрессивные, ипохондрические расстройства, бессонница, фобические и другие неврологические нарушения.

Выделяют факторы риска, увеличивающие вероятность развития заболевания:

• физические повреждения;
  • инфекционные заболевания, влияющие на кишечник, например, сальмонеллез;
  • гиперчувствительность кишечника;
  • гормональные колебания организма (женщины во время менструальных кровотечений больше подвержены приступам СРК);
  • наследственная склонность к возникновению патологии.

Виды СРК

Классификация основана на преобладающих расстройствах дефекации. Исходя из этого, выделяют СРК:

• с преобладанием диареи;
  • с преобладанием запора;
  • смешанный;
  • неклассифицируемый.

Симптомы синдрома раздраженного кишечника

Важнейшие признаки синдрома — это боль в животе и расстройства стула. Последние могут включать: диарею, запоры или их чередование.

Как правило, болевой синдром локализован в нижней части живота, имеет ноющий характер, но иногда проявляется приступообразными острыми болями. Болезненность становится сильнее после употребления пищи, а после дефекации — уменьшается. У женщин боли часто бывают сразу перед менструальным кровотечением и во время него. Болевые приступы по ночам, мешающие спать, не возникают.

Другие возможные проявления СРК:

• запоры — стул реже, чем один раз в три дня;
  • диарея — чаще всего по утрам;
  • чередование диареи и запоров;
  • метеоризм;
  • учащенные позывы к опорожнению кишечника;
  • рвота и тошнота;
  • отрыжка;
  • болезненность под ребром справа;
  • дизурия — боли при мочеиспускании;
  • расстройства сна;
  • головные боли.

У части пациентов СРК сочетается с психоневрологическими нарушениями и сексуальной дисфункцией.

Диагностика синдрома раздраженного кишечника

Заподозрить патологию можно по клинической картине. Однако для исключения других заболеваний со схожими симптомами нужно пройти лабораторную и инструментальную диагностику, которую назначит врач.

В лабораторные методы входят:

• биохимия крови;
  • анализ кала на стеаторею — патологию, при которой с калом выделяется более 7 г жира в сутки;
  • анализ кала на скрытую кровь;
  • копрограмма — общий анализ кала;
  • бактериологический посев кала.

Отклонения в показателях указывают на органические нарушения в работе пищеварительной системы. При СРК анализы нормальные.

В инструментальную диагностику входят:

• УЗИ брюшной полости;
  • компьютерная томография кишечника;
  • рентгенологические обследования.

Инструментальную диагностику проводят, чтобы исключить органическое поражение кишечника, а также подтвердить функциональный характер нарушений.

Лечение синдрома раздраженного кишечника

Терапия затруднена, так как единые механизмы возникновения болезни не выявлены. Поскольку на развитие патологии влияет психоэмоциональный фактор, пациентам показана консультация психотерапевта.

Другие рекомендации:

• диета;
  • посильная физическая активность, например, прогулки, аэробные нагрузки;
  • лечебная физкультура;
  • нормализация режима сна и бодрствования;
  • избегание стрессов.

Чтобы восстановить естественную микрофлору кишечника, врач может назначать пробиотики. Для купирования болевого синдрома показаны спазмолитики, при диарее — лоперамид, а при запорах — растительные слабительные средства на основе лактулозы.

Если неврологические проявления сильные, то врач может назначить успокоительные лекарства, например, валериану, легкие снотворные средства. Пациенту могут быть полезны: рефлексотерапия, электросон, расслабляющие аромованны, другие процедуры.

Диета при синдроме раздраженного кишечника

Меню зависит от преобладающих симптомов: запоров или диареи, однако всем пациентам рекомендуется исключить из рациона продукты, раздражающие слизистую кишечника, провоцирующие чрезмерную продукцию желчи и желудочного сока, а также жесткую пищу, которая может травмировать стенки кишечника.

При диарее нужно отказаться от употребления продуктов с растительной клетчаткой. Если пациента беспокоят запоры, то ему надо употреблять овощи, злаки, отрубной хлеб и отказаться от продуктов, усложняющих движение пищевого сока.

Прогноз и профилактика синдрома раздраженного кишечника

Для профилактики синдрома нужно:

• придерживаться сбалансированного питания;
  • регулярно употреблять пищу;
  • уделять время физическим нагрузкам;
  • не злоупотреблять спиртными напитками, кофе, газированной водой, жирными, острыми продуктами;
  • стараться избегать стрессов;
  • лекарственные средства принимать только по назначению врача.

Прогноз благоприятный. Осложнения не возникают. Примерно в 30% случаев симптомы проходят самостоятельно, в том числе, после нормализации психологической обстановки.

Если вас беспокоят проявления со стороны ЖКТ, приглашаем в клинику реабилитации в Хамовниках. Гастроэнтеролог проведет осмотр и даст рекомендации, которые помогут справиться с заболеванием.

Ведущие специалисты
Демборинский Олег Иванович