Пролапс митрального клапана
Вас будет лечить Кардиолог

Пролапс митрального клапана считается пороком сердца, но может протекать бессимптомно и выявляться случайно в ходе диагностики. Решение о необходимости лечения патологии принимает врач, исходя из ее течения.

Что такое пролапс митрального клапана

Пролапс митрального клапана (ПМК) — это патология, при которой одна или обе его створки при сокращении желудочка сердца выпячивают либо провисают в полость левого предсердия.

Патология может выявляться в детском или взрослом возрасте случайно или во время прицельного обследования. По объему обратного потока крови, именуемого «регургитацией», говорят о том, насколько выражен ПМК.

Распространенность заболевания составляет 5-10%. Чаще всего оно выявляется у женщин.

Причины появления пролапса

Обычно патология развивается потому, что ткани клапана и сухожильных хорд слишком растягиваются. При этом слой коллагеновых волокон становится тоньше, хорды — длиннее и слабее, а створки МК — шире и растяжимее. В результате створки начинают провисать.

Кроме того, миксоматозная дегенерация бывает обусловлена нарушениями соединительной ткани, к примеру, при синдроме Марфана, а также мышечной дистрофией.

По происхождению различают первичный и вторичный МПК.

1. Первичный ПМК возникает в результате врожденной дисплазии соединительной ткани, формирующейся у плода при внутриутробном развитии. Диспластические отклонения развиваются при воздействии на плод интоксикаций, а также инфекционных и системных заболеваний, перенесенных женщиной во время беременности.

Иногда пролапс возникает как осложнение наследственных болезней.

2. Вторичный ПМК развивается из-за патологий в прошлом:
    • ИБС, инфаркта миокарда;
    • эндокардита инфекционной природы;
    • ревматической болезни сердца;
    • воспаления сердечной мышцы;
    • гиперфункции щитовидной железы;
    • кардиомиопатии и т.д.

Кроме того, структура клапанных створок может нарушаться при сильных травматических повреждениях грудной клетки.

Классификация ПМК

Степени патологии по итогам Эхо-КГ:

1. Первая. Створки МК провисают в полость предсердия на глубину менее пяти миллиметров.
  2. Вторая. Створки МК провисают на глубину от пяти до десяти миллиметров.
  3. Третья. Створки МК провисают больше, чем на десять миллиметров.

Первая степень ПМК считается самой легкой, а последняя — самой тяжелой.

Учитывая присутствие или отсутствие выслушиваемых звуковых феноменов, различают «немую» и «аускультативную» форму пролапса.

Симптомы ПМК

Патология может иметь бессимптомное течение или сопровождаться неспецифическими признаками, к примеру, болезненностью в груди, одышкой, отечностью, головокружениями, чрезмерной усталостью, непереносимостью физической активности. При этом признаки пролапса возникают резко и также пропадают.

Очень часто ПМК протекает вместе с признаками нейроциркулярной дистонии: перебоями в функционировании сердца, тахикардией, обмороками, вегетативными кризами, чрезмерным потоотделением, тошнотой, чувством «кома в горле», головными болями, напоминающими мигрень.

Иногда наблюдается снижение кровяного давления при изменении горизонтального положения тела на вертикальное, иначе говоря — ортостатическая гипотензия. В ряде случаев отмечаются депрессии и астенические состояния.

Пролапс может сопровождаться аритмиями, распространенность которых при данном заболевании составляет до 80%. Нарушения сердечного ритма возникают на фоне нервных потрясений, при волнении, физической активности, употреблении кофе, чая. Повышение ЧСС может указывать на доброкачественную аритмию.

Если человек страдает вторичным пролапсом, то признаки заболевания сочетаются с проявлениями основной патологии. Ей может быть: болезнь Марфана, ревмокардит, порок сердца и др.

Диагностика ПМК

Когда у человека «немая» форма пролапса, аускультативных проявлений нет. При аскультативной форме патологии определяются изолированные щелчки, а также голосистолические и позднесистолические шумы. Такие феномены фиксируются при фонокардиографии.

Самый достоверный способ обнаружения пролапса — это УЗИ сердца. Оно не только определяет наличие патологии, но и уровень пролабирования створок, а также объем регургитации. В случае распространенной дисплазии соединительной ткани могут обнаруживаться дилатация аорты, а также ствола легочной артерии и другие отклонения.

Другие способы диагностики:

1. Рентгенография. На ней выявляется, что размеры сердца в норме или меньше ее, а также отмечается выбухание дуги легочной артерии.
  2. Холтер и ЭКГ. На них обнаруживаются устойчивые либо временные нарушения реполяризации миокарда желудочков, а также сбои ритма сердца, например, синусовая брадикардия, экстрасистолия.

Пациентам с митральной регургитацией второй или третьей степени, с выявленными нарушениями сердечного ритма, проявлениями сердечной недостаточности, выполняется электрофизиологическое обследование сердца, ВЭМ.

Лечение ПМК

При неосложненной форме патологии в лечении обычно нет необходимости. Если пациента беспокоят покалывания в сердце и простые аритмии, то терапия также не назначается. Такому человеку рекомендуется вести привычный образ жизни, уделять внимание физической активности и контролировать течение патологии у врача раз в три-пять лет. Полезными видами физических нагрузок считаются:

• плавание;
  • велоспорт;
  • быстрая ходьба;
  • лыжный спорт.

Лечение медикаментами необходимо, если пациента беспокоят определенные симптомы. Так, при приступах сердцебиения, которые сказываются на работе сердца, показаны медикаменты из группы β-адреноблокаторов. Если человек страдает от ортостатических коллапсов, то его нужно увеличить потребление жидкости и соли.

При транзиторной ишемической атаке в прошлом и ИБС необходим профилактический прием ацетилсалициловой кислоты (дозировку подбирает врач).

Доказано, что у пациентов с неспецифическими нарушениями соединительной ткани, в организме не хватает магния, поэтому им необходимо принимать курсами препараты магния оротата.

При тяжелой митральной недостаточности, а также мерцательной аритмии, требуется применение антикоагулянтов. В этом случае также принимается решение об операции по поводу пролапса.

Пациентам с тяжелой митральной недостаточностью, обычно возникающей при отрыве либо растяжении хорд МК, требуется операция. После нее работа сердечной мышцы обычно восстанавливается.

Осложнения ПМК

Чаще всего пролапс митрального клапана имеет доброкачественное течение. Осложнения обычно развиваются у пациентов с определенными проявлениями патологии, например, систолическим шумом, утолщенными, удлиненными митральными створками. Они следующие:

• отрыв сухожильных нитей;
  • аритмия;
  • эндокардит инфекционной природы;
  • скопление фибрина на створках МК;
  • выраженная недостаточность МК;
  • ишемический инсульт;
  • внезапная сердечная смерть (если недостаточность МК выражена сильно).

Следует помнить, что занятия спортом разрешаются не всем пациентам с ПМК. Поэтому перед тем, как приступать к тренировкам, нужно проконсультироваться с кардиологом.

Профилактика ПМК

Чтобы уменьшить вероятность осложнений, нужно придерживаться здорового образа жизни. Рекомендуется:

• уделять время умеренной физической активности;
  • совершать пешие прогулки на улице;
  • придерживаться правильного режима дня;
  • правильно питаться;
  • принимать витаминно-минеральные комплексы;
  • отказаться от курения, крепкого чая, кофе и спиртных напитков;
  • вовремя лечить заболевания, которые могут вызвать дефекты створок клапана.

Беременным женщинам нужно:

• исключить воздействие негативных факторов на развитие плода;
  • при возникновении осложнений беременности сразу обращаться к врачу.

ПМК может протекать без симптомов или вызвать развитие опасных осложнений. Поэтому, при выявлении данной патологии, нужно проконсультироваться со специалистом.

В клинике реабилитации в Хамовниках вы можете записаться на прием к кардиологу и пройти диагностику заболеваний сердечно-сосудистой системы. Если необходимо, врач подберет лечение, исходя из вида и течения заболевания, а также состояния здоровья пациента.

Ведущие специалисты
Станковская Виктория Павловна