Перелом пяточной кости
Вас будет лечить Травматолог-ортопед

Перелом пяточной кости обычно возникает при падении на нижние конечности с высоты. Если его не лечить, то могут развиться осложнения.

Что такое перелом пяточной кости

Перелом пяточной кости — это нарушение ее целостности в результате травмы. При этом пораженная область отекает и становится болезненной, пятка расширяется и утолщается, опора на нее становится невозможной, но объем движений в голеностопе сохраняется.

На патологию приходится около 6% от общего числа переломов. В будущем такая травма может привести к посттравматическому плоскостопию и иным осложнениям. Лечение осуществляет травматолог.

Причины перелома пятки

Обычно человек получает травму от удара пятки об землю, когда приземляется с высоты на ноги. Реже причиной патологии является воздействие на подошвенную часть стопы, например, в случае взрыва.

Степень перелома определяется высотой падения, особенностями поверхности, а также прочностью пяточной кости. Если человек страдает остеопорозом, то травма может возникнуть даже при небольшом воздействии.

Виды перелома пятки

Травмы бывают компрессионными, краевыми и изолированными. Выделяют 2 группы переломов пятки:

1. Внутрисуставные. На них приходится большинство подобных травм. Во внутрисуставные переломы входят такие, линия которых проходит в район подтаранного сустава.
  2. Внесуставные. Их подразделяют на переломы бугра и тела кости. Различают горизонтальные, вертикальные переломы бугра, а также по типу «клюва» и отрывы срединного бугра.

Симптомы перелома пятки

Пациент жалуется на боли в пятке. Врач обнаруживает отечность места поражения, быстро расходящуюся до ахиллова сухожилия, а также расширение и уплощение пятки, гематому в центральной подошвенной части. Через несколько часов с момента повреждения возникают кровоподтеки по бокам ступни, то есть, ниже лодыжек.

Человек не в состоянии опираться на ногу, но подвижность голеностопа сохраняется. При ощупывании пятки отмечается болезненность. Во время сдавливания пяточной кости в поперечную сторону болевой синдром становится интенсивнее, вплоть до нестерпимой боли. Если перелом компрессионный или во время травмы отломки не сместились, то крепитация не выявляется. В иных ситуациях костный хруст считается вариативным признаком.

Диагностика перелома пятки

Диагноз устанавливает травматолог по результатам осмотра, опроса пациента и данных визуализационных обследований.

Переломы позвоночника и лодыжек сопровождаются явными проявлениями, поэтому травма пятки на их фоне может остаться незамеченной. Исходя из этого, все люди, упавшие на нижние конечности с высоты от полутора метров, должны пройти осмотр травматолога, чтобы исключить травму пятки.

В диагностику входят:

1. Осмотр больного врачом. На перелом указывает деформация в районе пятки, разлитая отечность и выраженный болевой синдром в пораженной области. Патогномоничным симптомом выступает костный хруст.
  2. Рентген. Его проводят в 4-х проекциях, чтобы подтвердить диагноз и выяснить, насколько сместились фрагменты.
  3. Компьютерная томография. Она помогает установить, где располагается первичная линия повреждения пятки, а также особенности смещения отломков.

Лечение перелома пятки

Терапию, как правило, проводят в отделении травматологии. Она бывает консервативной и хирургической. То, какие меры лечения будут применяться, зависит от вида и степени травмы.

Лечение краевого перелома и перелома без смещения

В терапии используют консервативные способы. После обезболивания поврежденной области конечность фиксируют гипсовым сапожком. Чтобы купировать боли, в первые несколько суток после повреждения ставят анальгетики. Пациенту рекомендуют лечебную физкультуру, УВЧ-терапию.

Гипс убирают через восемь-десять недель. Больному назначают использование ортопедической обуви с супинаторами хотя бы на полгода.

Лечение компрессионных и оскольчатых переломов

Лечить внутрисуставные травмы пятки сложнее, так как нужно восстановить правильное взаимное расположение отломков и удержать их до срастания. Могут использоваться следующие способы:

1. Закрытая репозиция. Сначала убирают смещение по длине, после этого — уплощение пятки, а на последнем этапе — боковое смещение фрагментов. На нижнюю конечность накладывают гипс.
  2. Одномоментное скелетное вытяжение. Оно помогает сделать манипуляции более точными. Одну или две спицы пропускают через отломки, фиксируют их на скобы и действуют так, как указано выше. Костным отломкам придают неподвижное положение другими спицами и накладывают гипс.
  3. Репозиция аппаратом Илизарова. Ее проводят при застарелых травмах пятки, которые нельзя исправить через одномоментное вправление. Процедуры выполняют на протяжении 7-14 дней под постоянным контролем рентгена. Далее лечение проводят также, как при одномоментном вытяжении.

Операция при переломе пятки

Если консервативное лечение не дает эффекта, то выполняют операцию — остеосинтез пяточной кости. В ходе хирургического вмешательства используют реконструктивные пластины и шурупы.

При костных дефектах в дополнение проводят пересадку гомо- или аутокости. Если повреждения проблемные и старые, то накладывают аппарат Илизарова с целью микродистракции отломков на протяжении 2,5-3 мес.

Реабилитация после перелома пятки

В восстановительном периоде пациенту выписывают обезболивающие препараты и антибиотики. Обязательно вводят ЛФК. Применяют методы физиолечения: УФО, локальную криотерапию, магнито- и лазеротерапию.

Если перелом сложный, то иммобилизация пяточной кости длится от трех до четырех месяцев. После снятия гипса пациенту нужно носить стельки-супинаторы, чтобы не было плоскостопия. Больной остается нетрудоспособным в течение 5-6 мес.

Профилактика перелома

Для предотвращения травмы рекомендуют избегать падений с высоты. Если перелом пяточной кости произошел, то важно не допустить осложнений. Для этого нужно вовремя обратиться к врачу и следовать его рекомендациям по поводу опоры на поврежденную конечность в восстановительном периоде, ношения супинаторов и тд.

В клинике реабилитации в Хамовниках вы можете пройти диагностику и лечение травм, в том числе, физиопроцедуры и ЛФК. Помните, что только своевременная и правильная терапия поможет избежать осложнений.

Ведущие специалисты
Гетманенко Олег Данилович