Перелом ключицы
Вас будет лечить Травматолог-ортопед

На переломы ключицы приходится до 12% от общего количества переломов и до 66% от повреждений костей плечевого пояса. У 80% пациентов травма находится в средней 1/3 ключицы.

Что такое перелом ключицы

Перелом ключицы — это нарушение ее целостности, которое сопровождается болезненностью, недостаточной подвижностью руки, отеком, деформированием ключицы, укорочением надплечья.

Диагностику осуществляет травматолог, исходя из жалоб пациента, итогов осмотра, рентгена.

Тактика лечения определяется видом повреждения. При переломе по типу "зеленой ветки" у детей используют мягкую фиксирующую повязку. Если были смещены отломки, то нужна репозиция, наложение гипса. Когда есть угроза повреждения либо реальное повреждение нервно-сосудистого пучка, то необходима операция.

Причины перелома ключицы

Чаще всего человек получает травму:

• При ударе в район ключицы (прямой травме) из-за драки с применением прутьев из металла и палок, падении вещей с большим весом, столкновении с торчащим куском предмета.
  • При падении на выпрямленную руку, плечевой или локтевой сустав. Обычно это происходит в результате гололеда, реже — в состоянии опьянения.
  • При резком сокращении мышц. Такое бывает после генерализованного приступа при эпилепсии.

Виды перелома ключицы

Переломы классифицируют следующим образом:

• по расположению;
  • по виду отломков;
  • по форме повреждения (закрытые, открытые).

Если происходит перелом со смещением, то иногда это приводит к травмированию плевры, а также нервов и сосудов, находящихся вблизи. Также бывает перелом без смещения.

Симптомы перелома ключицы

В районе травмы возникает болевой синдром. Подвижность руки на травмированной стороне снижается. Надплечье отекает, укорачивается, а вид ключицы меняется. Плечо опускается, сдвигается вовнутрь и вперед. Пострадавший придерживает травмированную руку, приводит ее к телу.

Иногда во время осмотра обнаруживаются кровоизлияния, аномальная подвижность, хруст кусочков ключицы. Если травма открытая, то в области надплечья появляется ранка, в ряде случаев из нее виднеется частица кости. Когда нарушается целостность нервно-сосудистого пучка, то конечность немеет, в ней ощущается слабость. Если возникает внутреннее кровотечение, то у человека может кружиться голова, быть плохое самочувствие. При разрыве плевры возникают одышка, ощущение недостатка воздуха, вызванные пневмотораксом.

Перелом ключицы со смещением

В таком случае осколки своими острыми краями повреждают соседние ткани.

Такая травма вызывает асимметрию плеч, деформацию лопатки, уменьшение чувствительности тканей. Ее признаками являются: отечность, формирование гематомы, появление точечных кровоизлияний. При этом болезненность усиливается даже при небольшом движении.

Диагностика перелома ключицы

Диагностику проводит травматолог. Он применяет такие методики:

• Осматривает пациента. Во время этого обнаруживается деформация ключицы, отечность, болезненность, иногда — крепитация фрагментов. Врач определяет, сохранились ли движения в руке, есть ли симптомы кровопотери, трудности с дыханием.
  • Рентген. Перелом ключицы выявляется по результатам данного обследования. На снимках обнаруживается место перелома, а также в какую сторону сместились отломки. У детей определяется углообразная деформация, вызванная сдвигом частиц кости при целой надкостнице.

Если предполагается повреждение нервов, то необходим осмотр невропатолога, а когда сосудов — то сосудистого хирурга.

Лечение перелома ключицы

Лечение зависит от вида травмы и ее особенностей. При неосложненных и полноценно репонируемых переломах ключицы без риска травмирования нервно-сосудистого пучка госпитализация в стационар не нужна. Когда вероятны осложнения, то требуется лечение в травматологии. Чаще всего хватает консервативной терапии. Хирургическое вмешательство показано в крайних случаях.

Первая помощь

Она сводится к подвешиванию руки на косыночной повязке, ее сгибании в локте и фиксации на теле. Медицинскую помощь должен оказывать врач, так как самостоятельная фиксация конечности может привести к вторичному смещению отломков и повысить вероятность развития осложнений.

Консервативные методы

Основным способом терапии считается иммобилизация. У взрослых руку фиксируют на один месяц, а у детей на 14-21 день. В детском возрасте, чтобы удержать отломки, как правило, хватает колец Дельбе. Для взрослых пациентов применяют рамку Чижина либо иные особые повязки.

Если случился перелом по типу "зеленой ветки" или ключица была повреждена без смещения, то используют фиксирующую повязку. При смещении отломков местно используют обезболивающие средства с дальнейшей репозицией и наложением повязки.

После репозиции повторно выполняют рентгенограмму, рекомендуют ультравысокочастотную терапию. Если боль сильная, то выписывают анальгетики на первые несколько суток после травмы. В восстановительном периоде проводят массаж, лечебную физическую культуру.

Операция

Экстренную операцию выполняют:

• если произошел открытый перелом;
  • при закрытых и осложненных повреждениях;
  • когда есть риск травмирования плевры, нервно-сосудистого пучка отломками кости.

Плановое хирургическое вмешательство показано, если устранить смещение фрагментов невозможно или предплечье было сильно деформировано.

В реабилитационном периоде показан прием антибактериальных и обезболивающих средств, проведение физиолечения.

Пациента выписывают после того, как снимут швы (на 8-10 день).

Осложнения перелома ключицы

Осложнения бывают нечасто. Самым распространенным отрицательным последствием считается повреждение нерва либо сосуда костным отломком. Если нерв был поврежден, то в будущем могут возникнуть нарушения чувствительности и движений. Повреждение крупного сосуда чревато существенной потерей крови. Пневмоторакс бывает редко, но при неоказании своевременной врачебной помощи представляет угрозу жизни.

Прогноз и профилактика перелома ключицы

Если травма произошла без осложнений, то прогноз хороший. Чаще всего отломки полноценно срастаются, а функция руки нормально восстанавливается. Прогноз при сопутствующих повреждениях плевры, нервно-сосудистого пучка зависит от степени травмы, своевременности получения врачебной помощи.

Для профилактики нужно придерживаться правил, снижающих травматизм. Во время гололеда надо использовать устойчивую обувь с нескользящей подошвой, чтобы минимизировать риск падения. Для предотвращения травмы у ребенка нужно следить за его безопасным пребыванием на улице.

Чаще всего травма ключицы протекает благоприятно, но откладывать лечение и восстановление все же не стоит. В клинике реабилитации в Хамовниках вы можете получить консультацию по терапии и восстановительному периоду, а также пройти лечение, массаж, физиопроцедуры и ЛФК. Наши врачи подберут для вас терапию, учитывая возраст, особенности травмы, наличие/отсутствие осложнений, другие факторы.

Ведущие специалисты
Гетманенко Олег Данилович