Нефрит

Нефрит встречается нередко. Если его не лечить, то он может привести к почечной недостаточности.

Что такое нефрит

Нефрит — это воспаление почек. Патология может поражать сосуды, систему канальцев и чашечно-лоханочную систему почки.

Заболевание встречается в любом возрасте, но чаще всего выявляется у детей и женщин. У этих групп населения оно нередко протекает тяжело, поэтому требует качественной медицинской помощи.

В отсутствие лечения нефрит может привести к почечной недостаточности — опасному осложнению, при котором одна или обе почки не могут полноценно работать, то есть, хорошо фильтровать кровь. При этом вещества, которые должны выходить из организма, идут назад в кровоток.

Виды нефрита

В зависимости от локализации, различают следующие виды патологии:

• воспалительное поражение сосудистых клубочков — гломерулонефрит;
  • воспалительный процесс в чашечно-лоханочной системе — пилелонефрит;
  • воспалительное поражение системы канальцев — тубулоинтерстициальный нефрит.

Когда речь идет о нефрите, обычно имеют в виду последнюю форму болезни, однако все перечисленные виды могут иметь хроническое или острое течение. Хроническая форма патологии развивается при неправильном или несвоевременном лечении острого воспаления и имеет длительное течение.

Нефрит поражает одну или обе почки. Если вовремя начать лечение острой болезни и выполнять все рекомендации врача, то обычно с ней удается справиться. Хроническое заболевание можно перевести в фазу стойкой длительной ремиссии.

Лучевой нефрит возникает под влиянием радиации или после лечения онкологического заболевания с помощью лучевой терапии.

Причины нефрита

Патология имеет инфекционную, токсическую или иммунную природу. В ряде случаев ее провоцирует мочекаменная болезнь.

Инфекционный нефрит возникает в результате поражения почки вредоносными микроорганизмами, например, стафилококками или энтерококками.

Возбудитель проникает в ткани почки через кровоток или восходящим способом (с кожного покрова промежности через мочевой пузырь и уретру).

Гломерулонефрит возникает при попадании в организм бактерий, провоцирующих реакцию со стороны иммунитета. При этом в крови появляются иммунные комплексы, повреждающие мембраны сосудистых клубочков. Эта болезнь имеет аутоиммунную природу.

Так, гломерулонефрит может спровоцировать инфекционное заболевание в прошлом, например, скарлатина, пневмония или грипп.

Другие причины патологии:

• воздействие радиации;
  • прием некоторых лекарственных средств;
  • системные заболевания соединительной ткани.

Воспалительный процесс провоцируют постоянные переохлаждения, первичный или вторичный иммунодефицит, хронические патологии мочевыводящих путей, недостаточное кровоснабжение почек, табакокурение, стрессы. Увеличивает риск болезни генетическая отягощенность.

Симптомы воспаления почек

Проявления патологии у представителей обоих полов одинаковы. Наблюдаются:

• признаки интоксикации (усталость, общая слабость, головная боль, лихорадка);
  • односторонняя или двухсторонняя тянущая болезненность в поясничной области;
  • потемнение мочи либо приобретение ею красноватого оттенка;
  • снижение объема мочи;
  • отечность лица, рук, особенно после ночного сна;
  • высокое кровяное давление, при этом гипотензивные средства не помогают;
  • тошнота и рвота;
  • сильная жажда и сухость во рту;
  • иногда — недержание мочи.

Некоторые из указанных признаков присущи многим заболеваниям, однако обычно у пациента отмечается сразу несколько симптомов нефрита, что позволяет врачу предположить верный диагноз.

При длительно протекающей патологии иногда возникают покалывания на коже. Человек ощущает слабость, судороги, мышечные боли. Если у больного отекают конечности, то он отказывается от физической активности.

Хронический нефрит характеризуется желтоватым оттенком кожи, снижением аппетита и повышенной потливостью по ночам. Пациента беспокоят учащенное мочеиспускание и боли при опорожнении мочевого пузыря. При этом моча становится мутной, в ней появляются хлопья. Хроническая форма нередко сопровождается высоким артериальным давлением и колебаниями температуры тела.

Диагностика нефрита

Своевременное выявление патологии позволяет вовремя начать терапию и добиться полного выздоровления.

Чтобы установить диагноз, нефролог опрашивает и осматривает пациента, а затем назначает исследования, например:

• ОАК;
  • ОАМ;
  • биохимию крови;
  • исследование мочи по Нечипоренко;
  • пробу Зимницкого;
  • бакпосев мочи;
  • УЗИ почек с допплером или без него;
  • рентген, КТ;
  • биопсию почки;
  • экскреторную урографию.

Дополнительно могут быть использованы следующие методы диагностики: ЭКГ, СМАД, иммунологические исследования.

Лечение нефрита почек

Обычно патологию лечат консервативными способами с применением нескольких средств.

Больному рекомендуют постельный режим. Его длительность определяется формой и особенностями течения заболевания.

Обязательно проводится диетотерапия. В рацион включают продукты, богатые полезными веществами. Исключают соль, острые приправы, иногда снижают употребление белка. Ограничивают употребление воды.

Врач может назначить больному:

• антибактериальные средства;
  • противовоспалительные медикаменты (как правило, глюкокортикостероиды);
  • лекарства для нормализации микроциркуляции в почках;
  • общеукрепляющие средства;
  • витаминно-минеральные комплексы;
  • фитопрепараты.

Специалист может рекомендовать пациенту принимать растительные отвары с мочегонным и противовоспалительным эффектом. Фитотерапию обычно проводят людям с хроническим воспалительным процессом.

После лечения выполняют контрольные исследования, позволяющие установить его эффективность.

При тяжело протекающей патологии, когда консервативные меры не помогают, врачи удаляют из плазмы крови токсины либо очищают кровь больного с помощью гемосорбции.

Показаниями к операции часто является нефрит, обусловленный другими заболеваниями:

• новообразованиями в мочеиспускательных путях;
  • мочекаменной болезнью;
  • сужением каналов мочеточников.

Осложнения нефрита

При болезни нарушается работа почек, что может привести к осложнениям:

• почечной или сердечной недостаточности;
  • отеку легких, мозга;
  • гипертензии;
  • гидроперикардиту.

Перечисленные осложнения опасны для жизни пациента, поэтому, обнаружив воспаление почек, нужно сразу же начать выполнять указания врача.

Прогноз и профилактика нефрита

Чтобы снизить риск развития заболевания, нужно соблюдать меры профилактики:

• не переохлаждаться;
  • полноценно питаться;
  • употреблять достаточное количество воды;
  • не прерывать терапию антибиотиками;
  • правильно лечить болезни инфекционной природы.

Всем людям необходимо проходить обследования в профилактических целях, а также вести здоровый образ жизни.

При хронической патологии нужно принимать поддерживающее лечение, позволяющее избежать рецидива.

Если вас беспокоят признаки болезней почек, обратитесь в клинику реабилитации в Хамовниках. Врач назначит комплексное обследование на современном оборудовании, чтобы выявить причину неприятных симптомов, и порекомендует лечение, которое поможет справиться с патологией.