Гастродуоденит

Гастродуоденит может развиться в любом возрасте, но чаще всего он встречается у детей и подростков. В среднем школьном возрасте его распространенность составляет 73%, а в младшем — минимум 45%.

У старших школьников патология диагностируется не больше, чем в 65% случаев, что объясняется переходом ее хронической формы в язву желудка и двенадцатиперстной кишки (ДПК).

Что такое гастродуоденит

Гастродуоденит — это одновременное воспаление слизистой желудка и ДПК, проявляющееся в нарушении моторики и секреции ЖКТ.

Заболевание приводит к неправильной работе указанных органов. Если его не лечить, то со временем может развиться язвенная болезнь желудка и ДПК.

Причины гастродуоденита

Многие ученые полагают, что гастродуоденит развивается из-за воспаления желудка и начальных сегментов тонкого кишечника в результате инфицирования Хеликобактер пилори.

Несмотря на это, нельзя точно сказать, что влияние этой бактерии определяет развитие болезни, так как ею заражено порядка 70% людей, но воспаления желудка и 12-типерстной кишки встречаются далеко не у всех.

Выделяют внутренние, а также внешние факторы развития болезни:

1. Внутренние:
    • недостаточное образование слизи в желудке;
    • чрезмерная продукция желудочного сока;
    • наследственная склонность к развитию заболевания;
    • хронические поражения полости рта, глотки (кариес, хронический тонзиллит);
    • хронические патологии печени, желчевыводящих путей.
  2. Внутренние:
    • неправильное питание;
    • злоупотребление алкоголем;
    • стрессовые воздействия;
    • злоупотребление жирной, острой, холодной или горячей пищей;
    • длительное лечение НПВС, антибиотиками.

Классификация гастродуоденита

• поверхностный — умеренно выраженное воспаление слизистой желудка и ДПК, при котором нет эрозивного поражения;
  • гипертрофический — выражается в виде разрастания слизистых оболочек, их утолщения;
  • эрозивный — проявляется формированием на слизистых желудка и ДПК эрозий или язв (предшествует развитию язвенной болезни);
  • атрофический — характеризуется истончением слизистых оболочек и нарушением работы расположенных на ней желез;
  • смешанный — совмещает признаки нескольких типов патологии.

Симптомы гастродуоденита

Признаки заболевания зависят от локализации воспаления, степени его развития и вида.

При сильном воспалении желудка и 12-перстной кишки болевой синдром может беспокоить ночью или спустя несколько часов после последнего употребления пищи («голодные боли»). Когда человек поест, дискомфорт исчезает.

Признаки гастродуоденита следующие:

• боли в животе;
  • ощущение тяжести в желудке;
  • горечь во рту без связи с употреблением пищи;
  • снижение аппетита;
  • тошнота;
  • «горькая» отрыжка;
  • запоры, диарея, их чередование;
  • повышенное газообразование;
  • вялость, слабость, сонливость;
  • астеноневротический синдром.

Иногда при гастродуодените нарушается работа поджелудочной железы, что приводит к сбоям в усвоении жиров, белков и углеводов. Это может проявляться в виде:

• обильного кашицеобразного светлого стула, который плохо смывается (при нарушении усвоения жиров);
  • выпадении волос, их сухости, появлении отеков (при неправильном усвоении белков);
  • вздутии живота, сильной диареи (при недостаточном усвоении углеводов).

Так как пища переваривается плохо, питательные вещества не усваиваются, как положено, то возникает недостаток белков, жиров, жирорастворимых витаминов и микроэлементов. Это может выражаться в беспричинном похудении, анемии, снижении защитных сил организма, нарушениях со стороны сердечно-сосудистой системы.

Со временем гастродуоденит может перейти в хроническую форму. При ней клетки утрачивают свои регенеративные функции, что ведет к нарушению моторных, секреторных, эвакуаторных функций пилорического отдела желудка и двенадцатиперстной кишки.

Диагностика гастродуоденита

Диагноз устанавливается гастроэнтеролог. Если нужно, то он направляет пациента на дополнительные обследования.

В лабораторную диагностику входит:

• дыхательный тест на выявление уреазной активности Хеликобактер пилори;
  • исследование мазка методом ПЦР на Хеликобактер пилори;
  • анализ кала на антигены данной бактерии;
  • биопсия слизистой желудка, обследование биоптата на патогены;
  • исследование желудочного сока;
  • ОАК;
  • биохимия крови.

В инструментальную диагностику входит:

• антродуоденальная манометрия для выявления спазмов в ДПК;
  • УЗИ брюшной полости для исключения сопутствующих болезней;
  • внутрижелудочная рH-метрия для выявления кислотности желудочного сока;

Лечение гастродуоденита

При тяжело протекающем заболевании необходима госпитализация в гастроотделение стационара.

Терапия болезни в острой стадии осуществляется путем соблюдения диеты, приема лекарственных средств. Рецидивирующая форма требует повторного осмотра гастроэнтеролога и изменения схемы лечения.

При терапии обязательно соблюдение лечебной диеты. Во время обострения болезни рекомендуется употреблять механически щадящую пищу. Важно исключить из рациона острые, экстрактивные, копченые, горячие и холодные блюда, а также отказаться от употребления продуктов, раздражающих слизистую желудка.

Во время ремиссии придерживаться лечебной диеты не нужно, однако надо правильно питаться. Чтобы предотвратить рецидивы патологии, следует отказаться от употребления спиртных и газированных напитков, крепкого кофе, курения.

Медикаментозное лечение определяется клиническим видом болезни. Если у пациента была выявлена повышенная кислотность желудочного сока, то ему назначают антацидные лекарственные средства, ингибиторы протонной помпы. При заболевании с пониженной кислотностью показаны ферментные лекарства.

Выявление Хеликобактер пилори требует лечения антибиотиками. Вместе с ними назначают лекарственные препараты висмута, ингибиторы протонной помпы. Такое лечение приводит к почти полному уничтожению бактерии. В комплексную терапию также входят спазмолитики, репаративные средства, физиопроцедуры.

При ремиссии заболевания желательно санитарно-курортное лечение, применение минеральных вод.

Диета при гастродуодените

Во время лечения нужно придерживаться стола № 1, то есть, полностью отказаться от употребления жареной пищи, жирных мяса и рыбы, волокнистых овощей, фруктов, а также цельного молока и высокожирных молочных продуктов, сладких и хлебобулочных изделий, чая, кофе, спиртных и газированных напитков. Допускается есть блюда из измельченной нежирной рыбы (или мяса), приготовленные на пару, нежирный творог, протертые супы, каши.

После выздоровления нужно тоже соблюдать диету, но не такую строгую, как была ранее. Важно ограничить употребление острой, маринованной, жирной, копченой пищи, спиртных напитков, кофе.

Осложнения гастродуоденита

p>Если у пациента возник хронический гастродуоденит, то постепенно он прогрессирует, что может привести к осложнениям:

• анемии;
  • язве желудка и ДПК;
  • атрофическому гастриту;
  • пептическим язвам;

Прогноз и меры профилактики гастродуоденита

При грамотной терапии и соблюдении назначений врача прогноз благоприятный. Если пациент не соблюдает диету, не принимает курсовое лечение, рекомендованное гастроэнтерологом, то в результате хронического гастродуоденита развивается язва желудка и ДПК, что сопровождается усилением симптомов и может привести к серьезным осложнениям.

Для профилактики заболевания нужно:

• отказаться от табакокурения, приема алкоголя;
  • ограничить потребление кофе;
  • правильно питаться;
  • отказаться от газировки, вредных блюд.

Если вас беспокоят симптомы со стороны ЖКТ, обратитесь в клинику реабилитации в Хамовниках. Опытный гастроэнтеролог назначит лечение, которое поможет справиться с патологией.