Амнезия
Вас будет лечить Невролог

По статистике, нарушения памяти встречаются у 25% людей, живущих на земле. Речь идет не только об амнезии, но и о качественных мнестических расстройствах, которые характеризуются плохой способностью к запоминанию, а также сложностями с вспоминанием информации.

Что такое амнезия

Амнезия — это патологическая потеря воспоминаний о нынешних или прошлых жизненных событиях. В переводе с латыни этот термин переводится как «беспамятство».

Если у человека нет каких-то воспоминаний, то это не всегда считается патологией. Так, существует «амнезия детства». Она выражается в том, что многие люди не могут вспомнить события первых двух-трех лет жизни.

Амнезия представляет собой утрату воспоминаний о значимых жизненных событиях и неспособность вспомнить недавние обстоятельства. Это симптом, выступающий частью клинической картины при некоторых неврологических, психиатрических болезнях.

Причины амнезии

Факторы, провоцирующие патологию, разнообразны. У людей преклонного возраста потеря памяти возникает из-за сосудистых нарушений и дегенеративным процессам. В молодом возрасте амнезия может развиться под воздействием травм и психологических факторов. Все причины симптома делят на органические и психологические.

Органические причины провоцируют патологические изменения церебральных структур головного мозга, что обуславливает возникновение амнезии. К ним относятся:

• ЧМТ;
  • новообразования головного мозга;
  • церебральная гипоксия;
  • инфекции, протекающие с поражением ЦНС;
  • токсическое поражение мозга;
  • дегенеративные болезни центральной нервной системы;
  • мигрень;
  • эпилепсия.

Психологические причины влияют на психику человека, но не оказывают негативного воздействия на мозг. К ним относятся:

• психотравмирующие события;
  • психические расстройства, при этом амнезия является эпизодической.

Симптомы амнезии

Главный признак — это невозможность человека воспроизвести в памяти прошлые события. При этом забываются обстоятельства определенного промежутка. Последовательность потери памяти раскрывается в законе Рибо: сперва человек забывает самые «свежие» события, после — ближайшие, а в последнюю очередь — более давние. Причем, память восстанавливается в обратной последовательности.

Иногда возникают конфабуляции. Они представляют собой выдуманные воспоминания, которыми пациент пытается закрыть пробелы в памяти. Амнестические проявления наблюдаются вместе с иными симптомами, присущими основной патологии.

Так, постинсультная амнезия проходит вместе с гипомнезией, при которой ухудшается память на настоящие события, а также парамнезией (она представляет собой состояние, при котором человек путает прошедшие и настоящие события). Клиническая картина дополняется нарушениями речи и двигательными расстройствами. При амнезии, выступающей признаком психоорганического синдрома, наблюдаются когнитивные нарушения, выражающиеся в ухудшении способности усваивать поступающую информацию, снижении внимательности и замедлении мышления.

Диагностика амнезии

Диагностику осуществляет невролог. Он может направить пациента на консультации к другим узким специалистам, например, наркологу или нейрохирургу.

На первичном приеме доктор:

• опрашивает пациента;
  • оценивает его неврологический статус;
  • оценивает его психический статус.

Дополнительно могут назначаться исследования церебральной гемодинамики. Они показаны, если утрата воспоминаний, скорее всего, вызвана сосудистыми нарушениями. Может проводиться РЭГ, УЗДГ сосудов головы, МРТ сосудов и дуплексное сканирование.

При ЧМТ и внутричерепной гематоме проводят компьютерную томографию головного мозга. Церебральная магнитно-резонансная томография позволяет обнаружить новообразования, дегенеративные явления и постинсультные очаги.

Другие диагностические методы:

• ЭЭГ — при симптомах эпилепсии;
  • биохимия крови;
  • тест на наркотики;
  • исследование цереброспинальной жидкости — при возможной инфекционной природе патологии.

Лечение амнезии

Врач назначает лечение, исходя из происхождения и признаков основного заболевания. Если у пациента была выявлена органическая амнезия, то обычно применяют лекарственные средства, а при психогенной потере памяти — психотерапевтические методики. Для лечения органических форм используют:

• сосудистые препараты;
  • нейропротекторы;
  • антиоксиданты;
  • антихолинэстеразные средства;
  • мематины;
  • ноотропные лекарства.

Чтобы адаптировать пациента к пробелам в памяти, используют психотерапевтические методы. В некоторых ситуациях проводят лечение гипнозом. При обнаружении церебральной опухоли выполняют нейрохирургическую операцию.

При психогенной патологии усилия врачей направлены не на восстановление воспоминаний, а на принятие больным их отсутствия. Для этого проводят психотерапию, арт-терапию, лечение препаратами.

Прогноз и профилактика амнезии

Прогноз патологии связан с причиной, ее вызвавшей, а также базовым заболеванием и возрастом пациента. Посттравматическая утрата памяти, как правило, обратима. Если амнезия вызвана дегенеративными явлениями в центральной нервной системе, то она прогрессирует. Психогенные амнестические нарушения частично регрессируют по мере лечения.

Меры профилактики патологии:

• предупреждение ЧТМ, интоксикаций и нейроинфекций;
  • избегание психотравмирующих ситуаций;
  • правильное лечение мигрени, сосудистых нарушений, эпилепсии.

Если вы или ваши близкие столкнулись с амнезией, обратитесь в клинику реабилитации в Хамовниках. Опытный врач проведет осмотр, назначит обследования и лечение, которые помогут справиться с проблемой.

Ведущие специалисты
Белая Ольга Александровна